Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Чистополец Хамит Сабиров рассказал о службе в Афганистане

...

В живописном месте, на стыке границ трех районов –­­ Чистопольского (ныне – Новошешминского), Черемшанского и Аксубаевского, где речка Сульча делится на два русла, в конце 20-х годов возник небольшой поселок, который чуть позже получил название «Сульче-Баш». Много талантливых, трудолюбивых людей вырастила земля сульчебашская. Сегодня наш рассказ об уроженце поселка Хамите Сабирове, участнике войны в Афганистане.

Первыми жителями поселка были выходцы из соседних сел и деревень, среди которых была семья Сабировых из Нового Ибрайкино. Ее история во многом повторила историю страны – коллективизация, Великая Отечественная… Не обошлось и без невосполнимых потерь: на войне погиб дядя нашего героя.

В середине 50-х годов встретил Ханиф Таскиру, молодые поженились и почти через каждые два года появлялись на свет их дети: Ильяс, Ильдус, Хамза, Хафиз и Хамит. Шестым ребенком в семье родилась долгожданная дочь Танзиля. Так и росли дружно 5 братьев и сестренка.

С детства Хамит был неравнодушен к народной музыке. Родители купили ему тальянку, двухрядку-гармонь подарил брат Ильяс. А вот первый баян еще школьником Хамит купил сам на заработанные деньги в качестве пастуха коней. Он просто обожает этих животных, и относится к ним, как к людям.

После окончания 10 классов поехал Хамит в Набережные Челны. Устроился на ремонтно-инструментальный завод шлифовщиком, а параллельно учился от военкомата на водителя.

В сентябре 1982 года призвали парня в ряды Советской армии. Попал он в Узбекистан, в 261-й автомобильный батальон, расположенный в поселке Учкизил, на самую границу.

– Наша часть занималась перевозкой грузов для ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Мы на КамАЗах ездили по мосту через речку Амударья, проходили таможенный контроль, а грузились в Хайратоне, приграничном городе в северной провинции Балх Афганистана, – рассказывает Хамит Ханифович. – Там располагалась перевалочная база. От Хайратона ездили по горным трассам, в основном до города Пули-Хумри. Доставляли самые разные грузы, от боеприпасов до продуктов. Частенько мы даже не знали, что везем в закрытых ящиках или коробках. Главное для нас было – довести груз вовремя, в целости и сохранности. Бывало наша колонна попадала под обстрелы душманов, которые орудовали в горах Малого Перевала в провинции Саманган, граничащей с провинцией Балх. Именно там я и попал под первый обстрел.

Пришлось Хамиту освоить и перевал Саланг в горах Гиндукуш, в том числе одноименный знаменитый автомобильный тоннель Саланг.

Конечно, афганская жара давала о себе знать.  Даже в подвалах, где хранились стратегические запасы, летом температура не опускалась ниже +30оС, а на поверхности было далеко за +40 ˚...

Ровно через год службы, в сентябре 1983 года, попал Хамит в Термезский госпиталь, где лечился два месяца. До сих пор даже родные не знают, какое ранение он получил. Не любит Хамит об этом рассказывать.

Потом был месяц реабилитационного отпуска на родину, встреча с родителями, друзьями.

– Отпуск мой заканчивался перед новогодними праздниками. Все готовились к встрече 1984 года, а мне надо было уезжать, – делится воспоминаниями наш герой. – Как было тяжело вновь покидать родных и близких, свою малую родину. Даже тяжелее, чем тогда, когда призывался в армию, ведь я не знал, куда попаду. Но было чувство долга перед Родиной, командирами и друзьями-сослуживцами.

Конечно, в далеком Афганистане часто снился родной дом. Даже запахи свежего хлеба, испеченного мамой, казались реальными. А вот теперь снятся Хамиту афганские дороги, будто не взял в рейс бронежилет, каску или автомат. Сны об армии далеко не всегда приятные, как правило, сопряжены с реальными опасностями, пережитыми на службе.

Жили в части недолго, максимум три дня. Первый день – банный, второй – ремонт машин, а уже на третий день командиры объявляли о новой поездке. Еду готовили в пункте хозяйственного довольствия. А по вечерам брал Хамит в руки гармошку и играл родные татарские мелодии, на звуки которых собирались татары и башкиры. Нередко запевали общие известные песни. Вот тогда тоска доходила до слез. Письма от родных и близких были настоящим праздником, не говоря о фотографиях из дома.

Со многими сослуживцами связь поддерживается до сих пор. А с семьей Сабурали Маарамова из Киргизии сложились почти родственные отношения. Не раз были друг у друга в гостях.

В 2012 году в Рыбной Слободе собрались все, кто служил в разное время в 261-м автобатальоне. Приехали «однополчане» из Башкортостана, Самары, Пензы, других регионов, собралось более 60 человек.

– Каждую годовщину собираемся. Жаль, что некоторых уже нет в живых. В прошлом году умер старшина роты, – рассказывает Хамит. – Но мы поддерживаем семьи морально, а если нужно – материально. 

После армии, в марте 1987 года, Хамит женился. Вырастили вместе с Рамзией двух дочек – Альфиру и Гульфиру. Сегодня у Сабировых 4 внучки и внук.

Хамит работал водителем в сельхозуправлении, а с 1990 года – в ЭПУ «Чис­топольгаз». Последние два года трудится водителем аварийной службы.

– Сейчас страна переживает непростое время. Но я уверен, что победа будет за нами. Искреннее пожелание тем, кто сейчас на поле боя, – вернуться живыми и здоровыми. Мы гордимся вами, ребята! Знайте об этом! – делится Хамит Ханифович при завершении нашей встречи. – Главное в жизни – семья­, быть нужным родным и близким, друзьям. И, конечно же, здоровье. Это фундамент.

Нет-нет, да напоминают нашему герою о войне в Афганистане медаль «От благодарного афганского народа» и Благодарность первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева за безупречную службу.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев