Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

Старое православное кладбище Чистополя – один из уникальных некрополей России – находится в плачевном состоянии (часть 2)

До наших дней на кладбище не сохранилась, за редким исключением, ни одна могила из купеческих захоронений. Во исполнение декрета правительства о «безбожной пятилетке», подписанного Сталиным 15 мая 1932 года, они целенаправленно осквернялись и уничтожались. Освященную землю около церкви большевики превратили, по меткому выражению одного из исследователей, в полигон для утилизации...

Величественные купеческие надгробия, изготовленные из ценных пород камней, оставались привлекательными для прагматичных граждан новой страны, которые без зазрения совести использовали их вторично на могилах своих советских родственников. Пример тому - типичная купеческая часовня из полированного черного гранита, надпись на которой перебита новым текстом, покрытым позолотой.

Фамильное захоронение было и у одной из старейших купеческих семей Чукашевых, их династия отличалась особой благотворительностью. В 1890 году на средства старосты Никольского собора Н.Е.Чукашева (проживал в доме, который теперь занимает педколледж, - улица К.Маркса, 15) было выполнено серебряное облачение престола. Сегодня от погребений не осталось и следа: на кладбище нет ни одного надгробия с указанием этой фамилии. Установлено, что местом последнего упокоения Никиты Егоровича и его супруги Елизаветы Арсеньевны (в девичестве Подуруевой) стал ныне утраченный некрополь Спасо-Преображенского мужского монастыря губернской Казани. Никита Егорович закончил свой земной путь 6 декабря 1899 года в возрасте 60 лет, а Елизавета Арсеньевна - 6 февраля 1900 года. На этом же погосте упокоена и их родственница Мария Ивановна Подуруева (в девичестве Стахеева), супруга Алексея Арсеньевича Подуруева - брата Е.А.Чукашевой (Подуруевым принадлежал особняк по улице Большой Екатерининской, в котором сейчас располагается музей уездного города, - улица К.Маркса, 8). Она тоже не дожила до ужасов революции и скончалась 25 июля 1916 года.

Примечательно, что место погребения купцов Вачуговых, владельцев кожевенной фабрики, огорожено, все надгробия приведены в порядок, видно, что потомкам дорога память о своих предках.

Семейное захоронение Вачуговых-Ларшиных

Надгробия на купеческих могилах по богатству художест&венного оформления ничем не уступали дворянским, а зачастую даже превосходили их. Известно, что в конце ХIХ века в Чистополе проживало около 270 дворянских семей, которые, в зависимости от своего материального благосостояния, имели разные чины и звания согласно табелю о рангах. Вот, к примеру, надгробие из черного полированного гранита, цокольная часть которого выполнена в виде квадрата. Это давало возможность обозначать одним памятником несколько могил одновременно с указанием на гранях имен усопших: «Погребенъ коллежский Ассесоръ// Алексей Пет&ровичъ// Петровъ,// 1861 года iюня _ дня.// на 85-м году жизни». На противоположной стороне высечено: «Погребена коллежская Ассесорша// Авдотья Степановна// Петрова,// Урожденная Кожевникова 1860г.// Генваря _ дня на 64-м году жизни». Судя по всему, подобные надгробия ставились спустя определенное время с момента первых захоронений в фамильной ограде.

А вот еще одно подтверждение высокого статуса погребенного: «Здесь покоится прахъ// Потомственнаго дворянина// Петра Федоровича// Стрижевскаго// сконч. 52 летъ// 1897г. 10 (?) iюня (?)».

Достаточно видеть поруганные надгробия с унич&тоженных могил, чтобы представить себе особенно буйную ненависть комсомольских активистов к представителям аристократии. Приложено максимум усилий для того, чтобы «старый мир разрушить до основанья» в буквальном смысле слова. Памятную надпись на следующем надгробии вряд ли уже восстановишь, хотя сохранились очень важные сведения о роде деятельности погребенного: «Правительственный// ветеринарный врачъ//… (не читается) ский советникъ//…ичъ// …//сконч…». А вот чудесную эпитафию по бокам камня, пусть и не полностью, еще можно расшифровать. Сбоку слева: «Избралъ ты събе обитель// лежать въ могиле одному// Прощай другъ нашъ незабвенный// Миръ праху твоему». Сбоку справа: «Будь же ты благословенный// у небеснаго Отца// Будь же ты и незабвенный// въ сердцахъ нашихъ навсегда// О Боже нашъ Спаситель мiра// … по… его покой// и … его обитель// и со святыми упокой».

Могилу офицера А.Н.Рыкова также не миновала участь быть поруганной. Прямоугольный памятник из бутового камня расколот на две части. Они поросли мхом и сиротливо ютятся вдоль центральной тропинки, которая, впрочем, судя по темпу захламляемости кладбища, тоже в недалеком будущем покроется грудами мусора и сухими ветками. Памятную надпись из 4 строк можно восстановить: «Подъ симъ… (место скола) камнемъ по// коится тело… Полковника// Алексея Н… икифоровича// Рык… ова». На обороте - краткие сведения о времени смерти усопшего: «Скончался 21 июля 18… 62 года// въ 9 часовъ утра на 52… году// въ своей жизни».

Надгробия, как любой исторический документ, в буквальном смысле очень наглядно свидетельствуют о переменах в общественной жизни государства. Это можно проследить на примере скромной надмогильной плиты в виде стилизованного под гроб саркофага. Поле «крышки гроба» обведено плоской рамкой, подчеркивающей основной орнамент завершения, - шестиконечный крест на Голгофе с копием и тростью. Памятник высечен из белого известняка - природного материала, более подверженного разрушению временем, следовательно, менее дорогостоящего. Памятная надпись и эпитафии выгравированы вручную, и качество шрифта оставляет желать лучшего. Между тем, надгробная надпись повествует о том, что «Подъ симъ кам-// немъ покоится тъ// ло раба Божiя дво-// рянина Афанасiя// Антоновича Пань-//ковскаго скончав-// шагося 7-го марта// 1885го г. на 47 году// своей жизни». По бокам - короткая эпитафия. Сбоку справа: «Покойся душа до ра// достнаго утра». Сбоку слева: «Незабвенному мужу отъ// благодарной супруги». Вероятно, господин Паньковский относился к низшему беспоместному дворянству, которое, как известно, к концу ХIХ века претерпевало постепенное разорение и приходило в упадок.

На фоне упомянутого памятника надгробие крестьянина А.Е.Семина выглядит просто шикарным: полированный черный гранит, памятник в виде часовни, характерный для купцов, уступает купеческим разве что по размерам. Текст также стандартный, дополнен сведением о месте рождения владельца: «Господи приими духъ его съ миромъ// крестьянинъ Владимирской Губ// Абрамъ Егоровичъ// Семинъ// скончался 27 мая 1909 год.// На 62 году отъ рожденiя// память празднуется// 21-го августа».

(Продолжение следует)

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев