Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

Мизандронцевы собой восполняли духовный вакуум Чистополя (продолжение истории)

Они никогда не жаловались на жизнь.

Поэтому я не осознавала их бедственного материального положения, в котором они находились. Однажды Галина Викторовна случайно заикнулась о чем-то таком, и до меня дошло: «Господи! У них же денег совсем нет!». А я никогда не думала об этом, потому что Лев Харитонович работал, она пенсию получала, но я только сейчас понимаю, что это были такие гроши, на которые  прожить было почти невозможно. Тогда я продала что-то из собрания сочинений Чехова за десять рублей, пришла и под столом, чтобы, не дай Бог, Лев Харитонович не увидел, Галине Викторовне эту десятку сунула в ладонь».

 Мы попросили Маргариту Ивановну охарактеризовать Льва Харитоновича одним словом.

«Охарактеризовать его одним словом совершенно невозможно. Он очень разносторонний был, очень умный, интеллигент высшей категории. Прошло много лет с тех пор, как я их видела в последний раз. Но до сих пор они у меня перед глазами, сидят на своих стульях. Лев Харитонович что-то вспоминает.

Вспоминал он много о лагерях. Хотя много было грустного, но он не хотел нас отягощать и вспоминал смешное. Он работал в бригаде «слабохилых», где люди были совершенно истощенные, им два килограмма-то поднять тяжело было. Однажды послали их бревна перетаскивать. И вот он рассказывает: «Мы – десять человек – уцепимся за одно бревно, и давай его полдня перекатывать. Вот как!»

Не слышала никогда ни одного слова о наших политиках. Разговаривали мы о философии, поэтах, любимом Канте. Среди многих он обожал поэ­та Леконта де Лиля. Наизусть знал стихи многих авторов и свои цитировал.

Еще он любил города, а всякие леса, поляны – для него это был пустой звук. Как-то побывав у нас в обсерватории, сказал: «Ой! Я, оказывается, и леса люб­лю». Ему очень у нас понравилось».

Как важен в жизни каждого человека наставник, способный вовремя разглядеть талант, научить, направить. Это могут быть учителя, родители, прос­то люди, живущие рядом. Это тот, кто перевернул наш мир в определенный момент. Таким наставником для многих чис­топольцев в свое время стал Лев Мизандронцев. И до сих пор живут на свете его благодарные ученики. Хотя учителем в твердом понимании этого слова он не был, характеризовался больше как философ, поэт, художник.

Несмотря на то, что он писал до конца своей жизни, труды Льва Харитоновича не были изданы. Один из учеников и друзей Мизандронцевых Анвер Шарафутдинов отдал много сил для сохранения памяти об этих людях. Небольшой сборник «Стихи глубоких раздумий» вышел в 2005 году благодаря стараниям Анвера Шарафеевича. Любой желающий может познакомиться с поэзией­ Льва Харитоновича в музее истории города.

Как сказал А.Н. Ризванов, сын Маргариты Кандалиной: «Мы, кто имеет хотя бы косвенное отношение к памяти о Мизандронцевых, надеемся, что когда-нибудь в одном из музеев­ Чистополя создадут экспозицию, посвященную этим замечательным людям».

Лидия Досаева,

научный сотрудник Музея истории города Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника

 

Читайте также: Мизандронцевы собой восполняли духовный вакуум Чистополя: Часть I, Часть II

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев