Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Воспитание толерантности - на каждом уроке

    Тема толерантности на сегодняшний день достаточно актуальна, так как на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. О том, как она реализуется в учреждениях образования, рассказывает Гусман Набиуллин, начальник управления образования исполкома муниципального района.

    Реклама

    - Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Важно быть терпимыми друг к другу, что очень непросто. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлоб­ленность, агрессивность. Мы активизируем процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других людей.
    В общеобразовательных учреждениях обучаются дети разных национальностей. В муниципальном районе функционирует 8 общеобразовательных школ с татарским языком обучения, 6 школ с двумя языками обучения, одно образовательное учреждение с этнокультурным (чувашским) компонентом содержания образования.
    - Каковы формы и методы работы по развитию толерантности среди учащихся?
    - Мероприятия проводятся на двух государственных языках РТ. На уроках татарского языка и литературы дети знакомятся с традициями и обычаями разных народов. Вошло в практику проведение национальных праздников - Масленицы, малого Сабантуя, Навруза, Питрау, встреч с местными писателями, классных часов по теме «Народные традиции: прошлое и будущее», которые ориен­тированы на воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности, их языку, культуре, истории, традициям. В этих мероприятиях принимают участие дети всех национальностей. Учителями организуются совместные поездки в музеи Б.Пастернака, Г.Исхаки, Х.Туфана. Особо интересно проходят мероприятия, посвященные Дню родного языка, где учащиеся исполняют стихи, песни на родном языке. В Верхнеконд­ратинской школе разработана программа «История и культура кряшен», которая реализуется на факультативных занятиях.
    - Что делается в рамках республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экст­ремизма?
    - Учебный год начинается с месячника «Экстремизму - нет!», содействующего развитию у учащихся интеллектуального, экологического, общественного и духовного потенциала, проверке качества практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Он также способствует совершенствованию и выработке новых форм и методов, подготовке молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, оказанию само- и взаимопомощи, развитию их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.
    Каждый урок начинался с минуты молчания в память о погибших в Беслане. Младшие школьники в игровой форме получают знания о способах защиты в экстремальных ситуациях­, закрепляют правила поведения, необходимые для сохранения жизни и здоровья­. В старших классах проводятся «круглые столы», где поднимаются вопросы военно-патриотического воспитания, любви к Отчизне, толерантного отношения к культурам разных наций нашей страны.
    Учащиеся проводят конкурсы рисунков на асфальте «Наше счастливое детство», викторины по теме «Экстремизму - нет!», выставки рисунков, готовят стенгазеты «Идеология терроризма», проводят классные часы по темам: «Знать, чтобы выжить!», «Давайте дружить народами», «Возьмемся за руки, друзья!», «Приемы эффективного общения», «Как защититься от терроризма», «Опасность религиозных течений», «Я и окружающие меня люди».
    Наряду с традиционными мероприятиями в военно-патриотическом блоке программы «Защитник Отечест­ва» кадетской школы-интерната в рамках учебного предмета ОБЖ предусмотрен ряд системных мероприятий, направленных на развитие навыков безопасности, воспитание толерантного сознания кадетов.
    - С сентября 2012 года введен курс «Основы религиоз­ных культур и светской этики». Какие вопросы он призван решать?
    - Его цель - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
    Я являюсь руководителем чистопольского отделения Всемирного конгресса татар, который ведет огромную работу по укреплению дружбы народов разных национальностей и представителей разных конфессий в РТ. Наше отделение совместно с отделами культуры, по делам молодежи исполкома муниципального района, мухтасибатом, общественными организациями тоже вносит свою лепту в эту работу.
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: