Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Это был талантливый режиссер, музыкант, поэт…

    В 60-70-е годы прошлого века в Чистополе жил талантливый человек, музыкант, режиссер, автор многих песен Евгений Николаевич Бродацкий.

    Молодому поколению чис­топольцев это имя незнакомо. Но мои земляки-ровесники свои самые лучшие годы молодости вспоминают с благодар­ностью к театру, участниками или зрителями которого они являлись, к его создателю и руководителю Евгению Бродацкому. 12 мая ему исполнилось бы 80 лет…

    Евгений Николаевич Бродацкий родился в 1939 году на Украине. Он окончил Коросты­шевскую среднюю школу, затем Львовский культпросветтехникум на украинском языке, проходил службу в армии в г. Москве. В 1961 году он поступил в Мос­ковский государственный институт культуры на факультет «Культурно-просветительная работа» и «Дирижер оркестра народных инструментов». Всю свою жизнь Евгений Бродацкий посвятил искусству.

    В Чистополь Женя приехал в ­октябре 1966 года вместе другом Геной Примаком, который стал главным режиссером народного театра, а Евгений организовал в педагогическом училище свой молодежный коллектив.

    Вскоре Евгений Бродацкий устроил­ся на работу методистом отдела культуры и по совместительству преподавателем по классу баяна в музыкальную школу. Одним из первых педагогов музыкальных школ Татарстана он создал оркестр русских народных инструментов, выступления которого радовали чистопольцев на многих концертах.

    Первое время друзья жили в гостинице, а затем Гене Примаку дали комнату во дворе, где со своей женой проживал писатель Лев Мизандронцев. Знакомство и дружба с Львом Харитоновичем имели большое значение в жизни молодых творческих людей.

    Как мятежного человека с обост­ренным чувством справедливостиБродацкого характеризуют воспоминания Гены Примака: «С Женей мы жили в одной комнате в инс­титуте. Его исключили оттуда, когда он на обще­институтской комсомольской конференции выступил в мою защиту...». Примак закончил учебу, а Бродацкий восстановился и окончил институт лишь спустя несколько лет...

    Одной из самых ярких страниц жизни Евгения Бродацкого был молодежный театр сатиры, который он создал в январе 1967 года. Театр стал главным событием в моей жизни. Незабываемым было и мое знакомство с Евгением Николаевичем.

    Перед новогодними праздниками 25 декабря 1966 года я с ансамблем играл на танцах в районном Доме культуры. В перерыв, когда закрыли занавес на сцене, я не успел выйти из-за своих барабанов, как ко мне подошел молодой человек. Поздоровался, представился. Это был Евгений Бродацкий. Женя предложил мне принять участие в репетициях ансамбля созданного им молодежного театра сатиры, который мы любовно стали называть МТС.

     Театр пользовался популярностью у зрителей. Статьи­ с отзывами о спектаклях публиковались в местной прессе.

    Евгений Бродацкий сочинял сце­нарии музыкально-сатирических обозрений, начал пробовать себя как поэт и композитор, писать песни. Одну из них – «Песню о Чис­тополе» – на слова Константина Макарова чистопольцы поют до сих пор и считают гимном города.

    Молодежный театр сатиры состоял из коллектива в возрасте от 15 до 26 лет. Первая программа театра «Если ты человек», участниками которой были вокальная группа в составе Люды Матросовой, Альбины Андреещевой, Веры Потаповой и Аси Мустафиной; группа миниатюр – Сережа Попов, я – АнверШарафутдинов, ИсмагилАхмадеев­, Вова Тазиев, Гена Семин и другие; оркестр под руководством Эльмара Агишева (фортепьяно) в составе Толи Вахитова (саксофон), Сережи Попова (баян), Бори Бриккера (саксофон), АнвераШарафутдинова (барабаны), Коли Хуснуллина (труба), Али Кострыгиной (электромузыкальный инструмент) и Жоры Бережного (гитара).

    Несколько месяцев шли репетиции. Женя Бродацкий подбирал песни, расписывал и изучал партии с каждым певцом, музыкантом. Параллельно подбирал материал для сценок, репетировал с каждым участником-артистом. Кроме игры на барабанах в ансамбле, Женя занимал меня в постановках сценок.

    И вот после долгих репетиций настало событие городского масштаба: 31 мая 1967 года состоялась премье­ра первого спектакля. А перед премьерой, как полагалось в кошмарные советские времена, – просмотр городской комиссией, куда входили представители партийных и советских органов, во главе с начальником отдела культуры горисполкома Л.Егорычевой. И только после одобрения, а оно получалось не сразу, комиссия разрешала показывать спектакль.

    Волнение у участников, как и у руководителя, было огромное. Первый блин комом не оказался. Спектакль прошел без каких-либо сбоев­. Каждый номер вызывал в зале бурные аплодисменты.

     Промчался час с небольшим. Мы, как дети, радовались и были бесконечно счастливы, ведь это было первое в жизни выступление на сцене и такое удачное. И большая заслуга в этом успехе принадлежала Жене Бродацкому, нашему талантливому руководителю.

    Когда закончились выступ­ления, которые шли каждую субботу, мы отправились на гастроли в Дом отдыха «Берсут», который находился в двадцати километрах от города, на противоположном берегу реки Камы. Выступ­ление перед отдыхающими было удачным.

    Всю осень 1967 года продолжались репетиции второй программы в МТС. Наступило время сдачи спектакля городской комиссии, и к нашей огромной радости в конце декабря состоялась вторая ­премьера, которая прошла, как и первая, с огромным успехом. На этот раз были напечатаны программки нашего спектакля «Целый вечер как проклятые», и все участники на радостях расписывали на них пожелания на добрую память. Многие полвека хранят эти листочки, как реликвию.

    В начале 1968 года начали репетировать «Песнь любви», а в мае состоя­лась очередная удачная премьера. Радости нашей не было предела. Все три спектакля в районном Доме культуры оформлял талантливый художник А.Алехин.

    Летом 1968 года Евгений Бродацкий вмес­те с коллективом театра был вынужден перебраться в клуб часового завода. Здесь с Евгением Николаевичем было поставлено три спектакля: «Раз, два, три, четыре, пять», премьера которого состоялась в декаб­ре 1968 года, «Пять в уме» – 6 мая 1969 года, «Тысяча ночей впереди» – в феврале 1970 года. Все три спектакля оформлял талантливый художник В. Дудулад.

    В театре сатиры продолжали репетировать новый спектакль. Казалось, ничего не предвещало беды. А ранней весной неожиданная новость: прикрывают наш молодежный театр. Решение было принято на самом высшем уровне властей города – первого секретаря горкома партии  Г.Полющенкова.

    Мы, участники театра, пошли на прием к секретарю горкома Антонову, но блюс­титель идеологии был непреступен. Вскоре Евгения Бродацкого уволили из клуба. Это было большим горем для нашего коллектива. Но это ужасное событие было ударом и для многих зрителей, которые полюбили нас и наши спектакли.

     За годы существования МТС самое активное участие во всех шести спектаклях принимали знакомые для чис­топольцев музыканты: барабанщик АнверШарафутдинов, саксофонисты Боря Бриккер, Толя Вахитов трубач Коля Хуснуллин, электромузыкальный инструмент – Галя Кострыгина; актеры: Евгений Бродацкий, АнверШарафутдинов, Гена Семин, Оля Скрипкина, ИсмагилАхмадеев, Альбина Андреещева, Малик Галиев, Вера Потапова, Люда Лукьянова, Люда Матросова, Галя Поливина, Галя Окушко; солисты: Витя Макаров, Вова Макаров, Ирина Бойко и многие другие.

    Таким образом, школу художест­венной самодеятельности молодежного теат­ра сатиры под руководством Евгения Николаевича Бродацкого прошло более ста человек… Он оставил светлую память в наших сердцах.

    Е.Н. Бродацкий около 30 лет прожил в северном городе Печоре, куда был вынужден уехать с женой Олей, дочкой Ксюшей и сыном Ромой. Там его жизнь была полна творчес­ких успехов. Так, в 1985 году созданный им оркестр русских народных инструментов занял первое место на международном конкурсе в Артеке.

     

    Ольга Бродацкая,

    Анвер Шарафутдинов

     

    Реклама
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: