Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Роман Лизалин рассказал о перспективах Чистополя как города на реке

Роман Евгеньевич Лизалин — наш земляк, капитан, почётный гражданин Чистополя, кавалер ордена Мужества. Его многолетний добросовестный труд на речном транспорте, в том числе спасение пострадавших при крушении теплохода «Булгария», были оценены по достоинству, и сейчас он возглавляет акционерное общество «Флот Республики Татарстан».

Мы беседуем с ним о перспективах Чистополя — города на большой реке.

— Роман Евгеньевич, что вы думаете по поводу обновления Чис­топольского речного порта?

— Это событие — подарок не только для чистопольцев. У меня даже в детстве была мечта, что я прихожу в порт, и у нас новое здание речного вокзала, новая причальная стенка… Чис­тополь — можно сказать, жемчужина нашего региона. И я знаю, что Раис Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов переживает по поводу этого речного порта. Мы часто обсуждаем темы развития речного флота. Так что я хочу поздравить чистопольцев с появлением нового вокзала, но впереди ещё очень много работы. Сейчас идёт оформление документов на здание речного вокзала, на причальную стенку, и в перспективе мы очень рассчитываем, что это хозяйство сядет на наш баланс, как мы уже получили на свой баланс Казанский речной порт, Болгар и Свияжск.

— Когда вопрос решится?

— Мы с властями на связи, сейчас мяч на их стороне. Как бы только не получилось, что, когда документы все «родятся», передадут нам в мае месяце и скажут: эксплуатируй! А ведь после этого надо ещё оформлять паспорта.У нас большие планы на этот участок. Мне чуть ли не через день звонят наши коллеги, спрашивают, когда будет введён в эксплуатацию речной вокзал Чистополя, чтобы туда можно было подходить судам. Чтобы круизы планировать с заходом в Чистополь, потому что они уже сейчас составляют расписания, билеты продают на следующий год. А я пока не могу им сказать «приходите». Поэтому не исключаю, что они своё расписание будут свёрстывать без учёта захода в Чис­тополь, и 25–й год может быть такой себе…
То, что в этом году круизы шли без захода в Чистополь, — это плохо: транспортное плечо большое, остановок мало, и люди не могли посмотреть на город. Если всё будет оперативно сделано — мы планируем уже со следующего года призывать круизные суда заходить в Чистополь.

— Хорошо, это круизы. А для чистопольцев какие-то пассажирские перевозки намечаются?

— Мы в этом году выполнили наш договор с Минтрансом РТ на социальные перевозки по маршруту «Чистополь — Красный Яр». На сегодня это единственный маршрут, и там, к сожалению, стоит не очень новое судно. Так вот для того, чтобы наши планы реализовать, мы планируем приобретение нового судна — скоростного, комфортного судна КС–162. Планируем, что оно появится в навигации 2025 года, но это быстро не происходит, и потому навигацию будущего года начнём с прежним судном, проведя на нём зимой соответствующие работы. Но к концу навигации, надеемся, КС–162 появится.

Так вот, учитывая, что скорость у него порядка 40 километров в час и выше, мы хотим направления увеличивать. Сейчас как раз находимся в стадии согласования с Минтрансом. Об этом пока рано говорить, но мы уже включили в социальные направления, как минимум, перевозки «Чистополь — Красный Яр — Сухой Берсут». Раздумываем даже над возможным заходом в Соколки и проходом по Вятке до Мамадыша. Потому что это судно имеет особенность: оно, помимо того, что скоростное, ещё и мелкосидящее и позволяет ходить до Мамадыша. На сегодня такие запросы у регио­нов есть.Направление «Казань — Чистополь» по логистике не очень эффективно. Мы бы хотели попробовать развивать направление «Набережные Челны — Сарапул», там небольшое плечо и не нужно проходить гидросооружения. Нужно ли развивать это направление до Чистополя? Запланировать можно, но будет ли оно востребовано? Даже с учётом захода в Челны и Елабугу? Наши аналитики изучают запрос на такой маршрут.

— Чистополь — город, развёрнутый к реке. Но получается, что если у чистопольцев нет лодки, они почти отрезаны от реки…

— Помимо того, что, как я уже сказал, мы запланировали, минимум, три точки, мы не хотим, чтобы наше судно простаивало. Будет запрос — будем возить и на острова, на дикие пляжи. Это коммерческая составляющая.

— Роман Евгеньевич, вы одно время преподавали в Чистополе. Если сейчас молодой человек растёт в Чистополе и хочет связать судьбу с речным флотом — что вы ему посоветуете?

— В Чистополе есть соответствую­щее учебное заведение, и в числе наших работников есть те, кто его заканчивал. Надо всегда стараться развиваться, как говорят: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, ну, а матрос должен хотеть стать капитаном, механиком или электромехаником. Востребованность этих профессий на рынке труда очень большая, и уровень зарплат у нас достойный, выплаты своевременные.
Мы вообще к нашим кадрам относимся трепетно, ввели такое понятие, как наставничество. То есть когда опытный наставник — капитан, механик, электромеханик — увидит, что у работника горят глаза, то он передаёт ему опыт и курирует его дальше. В том числе мы очень хорошо взаимодействуем с Волжским государственным университетом водного транспорта, вывозим их абитуриентов — не просто их катаем по реке, а показываем, хотим, чтобы они сознательно выбирали эту профессию. Так мы убережём себя от случайных людей. И когда я в Чистополе преподавал — тоже смотрел, у кого из молодёжи горят глаза, зазывал их к себе работать.

— А для работы в Чистополе какие у молодых людей возможности?

— Во-первых, мы на одном судне не собираемся останавливаться, у Чистополя есть потенциал. Это в том числе и круизные суда, и у нас тоже есть круизное судно «Павел Миронов». Раньше оно базировалось в Чистополе, но на сегодня у нас нет условий для стоянки там. Если бы это был наш затон, наша судоремонтная база — мы бы, конечно, львиную долю своих судов ремонтировали в Чистополе, и, наверное, на многих из них был бы чистопольский экипаж. Чистопольцы ведь все хотят дома работать. И мне там проще людей было бы набрать. Потому что Чистополь знаменит целыми династиями речников, и сам я из Чистополя.
Мы исходим из того, что, как минимум, командный состав экипажей должен быть на круглогодичном трудоустройстве. Потому что даже машина, простояв зиму в гараже, весной может не завестись. А чтобы судно весной можно было снова эксплуатировать — зимой неизбежно нужно производить ремонтные работы. Если у нас приоритет — безопасные перевозки, без этого никак не обойтись. Поэтому мы будем не только приобретать новые суда, но и обновлять старые. И без кадров этот вопрос никак нельзя решить, кадры — наше всё.

— У навигации 2024 года были какие-то особенности?

— Да. На наш баланс почти все суда пришли в феврале месяце. А 27 апреля уже началась навигация. Всё, что можно сделать с судами за столь короткий срок, — все восстановительные работы мы максимально сделали. Например: провели техническое обслуживание главных и вспомогательных энергетических установок, даже где-то поменяли двигатели. «Москва-221» стояла без эксплуатации лет пять — мы ввели её в строй. Провели докование нашего единственного круизного судна «Павел Миронов». Судно «Восход-51» у предыдущего судовладельца вылетело на мель, повредило себе крыльевую систему, на нём ставили крест. А мы его отремонтировали, и оно дало лучшие скоростные показатели, чем раньше! А ведь на нём крест ставили, хотели списать!

— На Чистопольском судоремонтном заводе можно ставить крест, или у него есть перспективы?

— У него огромные перспективы даже при относительно небольших вливаниях. Мы иногда беседуем об этом со своими специалистами–технарями. Ну, там огромный потенциал! К сожалению, с кадрами тоже есть проблема, старики ушли, а молодёжь без перспектив не особо стремится… Но если набрать хорошую команду специалистов… конечно, ничто не меняется по щелчку, придётся много потрудиться. Но там есть традиции, есть наследственность. Мои бабушка с дедушкой тоже работали на Чистопольском судоремонтном заводе. Раньше Чистопольское училище № 5 готовило для него кад­ры, а сейчас, насколько знаю, они ориентируются на плавсостав. Они ведь тоже несут ответственность за молодых людей, которые к ним поступают. А вот я знаю, что со сварщиками большая проблема. И есть очень много специалистов, в том числе береговых, смежных профессий, которые очень нужны. Судоремонтное предприятие не может работать без судов, и суда не могут работать без судоремонтного предприятия. Это должна быть комплексная, общая работа.

— Как город на реке может зарабатывать?

— Я уверен вот в чём: если бы у нас там появилось судоремонтное предприятие, мы могли бы работать и с другими судовладельцами — можно было бы говорить об увеличении рабочих мест в Чистополе. Ведь молодёжь зачастую уезжает из Чистополя, не найдя работы в своём городе. А раньше судоремонтное предприятие было, наряду с часовым заводом, одним из градообразующих в Чистополе. Конечно, это комплексная работа, придётся вновь разработать учебные программы по этим специальностям и т. д. Но нас здесь поддерживает и Волжский государственный университет водного транспорта, и если мы все вместе, навалившись, начнём эту работу двигать — мы её обязательно двинем. Сперва судоремонтное предприятие, а в перспективе, наверное, даже и судостроительное.

— Вы себя в какой-то степени чувствуете чистопольцем? У вас есть тёплые чувства к городу?

— Конечно, я никогда не отделял и не отделяю себя от чистопольского народа! Я знаю, какие это добрые, искренние люди. Чистополь всегда был уютным городом с порядочными людьми, и это до сих пор так. И я уверен, что у чистопольцев должно быть светлое будущее, чтобы они жили в развитом городе, с хорошими дорогами, коммуникациями. И если мы вместе эту работу будем проводить, то не из Чистополя в Казань люди будут ехать, а из Казани в Чистополь. Перспективы есть, это абсолютно точно.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев