Чистопольский район на празднике Каравон представили четыре ансамбля и мастера народных промыслов
Русский народный праздник Каравон, возрождённый в конце 1980-х годов усилиями и памятью жителей села Никольское, проходит сейчас только здесь, но с таким размахом, что притягивает гостей со всей России. Изначально (в XVI веке) возникший как хоровод и смотрины невест,
Каравон и сегодня остаётся смотринами — только песенных ансамблей, а ещё — мастеров и ремесленных изделий, и в целом — смотринами многого такого, что, увы, почти не сохранилось в сегодняшней чересчур городской жизни из богатой русской сельской традиции.
Только один раз в году, в последнее воскресенье мая, мы все можем увидеть и услышать, как одевались и готовили пищу, как пели и плясали, работали и играли наши совсем недавние предки. Для этого нужно лишь приехать на Каравон.
Конечно, будет преуменьшением сказать, что здесь вы увидите «настоящую старинную» народную одежду. Каждый песенный коллектив, который устремляется на Каравон (а их сотни), непременно хочет создать особенный, ни на кого не похожий образ. Но зато можно увидеть, как много возможностей для выдумки даёт народная традиция, как идут девушкам длинные юбки и широкие рукава, как разнообразны народные орнаменты, как всё это может быть красиво и радостно. Ещё до того, как праздник начинается официально — и в чём-то это самое интересное время, потому что нет нужды разрываться между четырьмя разными сценами — ансамбли, приехавшие на Каравон выступать, прогуливаются по широкой центральной улице Никольского и хором поют песни. Вы, таким образом, попадаете словно в песенную реку и можете подпевать, кому хотите.
От Чистопольского района на праздник в этом году поехали четыре коллектива: ансамбль русской песни «Стиль — квартет» из посёлка Луч, народный фольклорный ансамбль «Камушка» из Кубасс, ансамбль русской песни «Рябинушка» и детский фольклорный ансамбль «Светёлка» из Чистопольских Выселок под руководством Елены Геннадьевны Горелышевой. Все выступили очень достойно, вот только чтобы послушать и поддержать каждое выступление своих, пришлось побегать. Дело в том, что в этом году — по причине дождливой и довольно холодной погоды — на праздник приехали не все, кто собирался, и расписание пошло кувырком: некоторые выступали на час раньше, чем заявлено, другие были вынуждены ждать положенного срока, не отходя далеко от сцены. Но, конечно, все, кто хотел петь, имели полную возможность это сделать. «Камушка» после того, как «отстрелялась», уселась на крылечке и ещё пару часов просто пела в своё удовольствие, а «Стиль — квартет» выступил дважды: на малой сцене и на ярмарочной. Его руководительницу Татьяну Петровну Тюленеву на Каравоне наградили и как режиссёра-постановщика русского народного драматического театра «Эксперимент».
Всё-таки придётся отметить, что девочек из «Светёлки» немного жаль. Спели они замечательно хорошо, их акапельная (без музыкального сопровождения) песня «Не кукуй-ка ты, моя кукушка» звучала мощно и торжественно, как у профессионального взрослого коллектива, и можно справедливо гордиться тем, как талантлива чистопольская молодёжь. Но из-за долгого ожидания девушки не смогли по-настоящему увидеть Каравон, а ведь там было на что посмотреть! Наверное, правильно было бы пропускать детские коллективы первыми, ведь детям всё равно приходится приезжать к восьми утра — а ждать своей очереди иногда чуть ли не до трёх пополудни.
Ярмарки в этом году стало меньше: из трёх сотен подававшихся заявок отобрали менее половины (приехали в том числе мастерицы из Чистопольских Выселок и Юлдуза). На качестве это если и сказалось, то только в лучшую сторону. Выбрать всё равно можно было, что душа пожелает: одежду из натуральных тканей и валенки, сумки и украшения, посуду и резные изделия, скатерти и шкатулки — и, конечно, самую разнообразную еду. Зато больше пространства освободилось для народных развлечений, игр и ремёсел. Больше всего визгу было возле круглых качелей: по виду они как маленькое самодельное колесо обозрения, а по производимому действию — как американские горки! Были и другие типы качелей, и гигантские шаги, и ходули, возможности пострелять из лука и сразиться с богатырём, погонять деревянными клюшками мяч, узнать — да не просто узнать, а попробовать, — что такое кубарь, чиж, свайка, бабки, гусёк и очень много, что ещё. Удивительно, сколько самых разнообразных игр и головоломок можно придумать без микросхем и электричества, с простым деревянным инвентарём! Это игры, развивающие не только быстроту и ловкость, но и сообразительность, логику, оригинальность мышления. Правда и то, что, когда «веселится и гуляет весь народ», даже простое скакание через верёвку становится заманчивым. Смартфоны на Каравоне используются почти исключительно для фотографий — ну, и ещё чтобы найтись в толпе.
Но детям нравится не только качаться на качелях, гонять мяч, соревноваться в меткости, зависать над головоломками и мутузить дубинками богатыря. Радостно смотреть, сколько интереса вызывают ремёсла — в особенности мальчишкам нравится кузнечное дело, возле кузнеца всегда отбою нет от желающих попробовать работать с железом. Кстати, среди мастеров-реконструкторов много москвичей: они очень активные и мобильные. Но были и те, кто приехал из Великого Новгорода (лаптевяз), Череповца (резчик по дереву), Смоленска (гончар) и других городов России. Многих проходящих заворожила-привлекла прялка — наверное, самое медитативное женское рукоделие. С пряхой Елизаветой (тоже из Москвы) мы разговорились. Она рассказала, что прялка её из Оренбургской области, и что каждая прялка жужжит по-своему.
— Однажды я ехала в электричке и пряла, — говорит Елизавета, поясняя, что берёт с собой веретено, — и одна женщина очень заинтересовалась. Она сказала, что у неё есть длинношёрстная собака. Из собачьей шерсти тоже можно прясть. Я показала ей, как работать, дала советы, и потом мы с ней созванивались, она тоже увлеклась пряжей.
Можно прясть не только шерсть, но и лён, вот только прялки для этого будут разные.
Как же относятся к празднику жители самого Русского Никольского? Может, им уже надоел этот ежегодный наплыв тысяч людей, в том числе главных республиканских чиновников (Каравон посетил Раис Татарстана Рустам Минниханов) и самых популярных исполнителей народной музыки? Вечером выступали «Отава Ё» из Петербурга, Татьяна Куртукова из Хабаровска, Степан и Валентина Нестеровы из Москвы, Нерехтский рожечный хор… Оказалось, нет, не надоел. Смотрят местные на праздник отчасти прагматически: «Нам поэтому хоть асфальт сделали и ямы заделали». Но, конечно, они и гордятся Каравоном, и живо им интересуются. Свой ансамбль в селе сейчас один — детский. Вообще количество детей на празднике радует и вселяет надежды. И потому, что среди них наверняка есть будущие выдающиеся исполнители народной музыки, и потому, что они уж точно не вырастут незнающими и равнодушными. А вот малое число мужчин среди взрослых участников — да и те, как правило, очень пожилые — наоборот, тревожит. Такой праздник народной культуры не должен стать «уходящей натурой», и хотя главные хранительницы традиций — женщины, без мужчин в этом деле никак не обойтись. А мужчины — это очень часто гармонисты. В этом смысле символично, что выступления ансамблей завершились стихотворением памяти Геннадия Заволокина, которое прочитал гость из Ульяновска Владимир Иванов (автор Сергей Борискин):
…Канут в бездну враги, террористы, прихватив свою злобу с собой,
И пойдут по земле гармонисты, как солдаты победной весной.
Встанет солнце и высушит плесень, что мешает нам счастливо жить,
И воскреснет Россия из песен, а иначе не может и быть!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев