Владельцы городских усадеб начала XX века
В начале ХХ века в городе появились таблички с названием улиц и нумерация домов
Семейство Ивана Михайловича состояло из супруги Марии Ивановны и 12-ти детей (трое из них умерли в младенчестве). С именем Ивана Михайловича Вахонина связан денежный скандал в земской управе, произошедший в 1871 году. Так, купец приобрел для земских школ 4000 книг, не согласовав свои действия с гласными собрания. В документах он не отразил факт 25% уступки от общей суммы. Кроме того, Вахонину выделялись средства на ремонт моста через Берняжку и закупок материалов в земскую больницу. Из предоставленных отчетов было неясно, кому и за какие работы были выплачены деньги. Акты ревизии были отправлены в губернскую управу, а председатель был вынужден подать в отставку.
Собственник соседнего с купцом Вахониным деревянного дома (не сохранился) — елабужский (елатомский?) мещанин Иосиф Никитич Киреев (1834-1917) являлся владельцем каменной паровой крупообдирки на выгонной земле города Чистополя мощностью 25 л/с. На крупянке Киреева трудились 16 рабочих.
Семья состояла из супруги, Марии Терентьевны Розановой, двух детей: дочери Манефы и сына Александра. По рассказам внучки Иосифа Киреева, Любови Александровны Игнатьевой, у ее бабушки и дедушки была большая разница в возрасте — 34 года. Мария Терентьевна была из небогатой семьи. В дом Киреевых девушка поступила на работу экономкой, а вскоре стала полноправной хозяйкой. Дети пары изначально числились незаконнорожденными, трое или четверо из них умерли в младенческом возрасте.
В государственном архиве РТ есть документ, согласно которому в 1899 году было подано прошение об узаконении мещанам Киреевым двух детей. Удивительно, но дедушка Любови Александровны — Иосиф Никитич Киреев — родился в первой половине XIX века, а ее папа — Александр Иосифович — появился на свет в 1897 году!
Далее находилось домовладение мещанина Льва Сергеевича Максимова (не сохранилось). Это был продолговатый одноэтажный деревянный дом, который располагался на месте современного здания стоматологии. Максимов торговал мукой, имел хлебную скупку на улице Архангельской (совр. Ленина). Проживал ли здесь сам владелец или использовал в качестве доходного дома, неизвестно. Выше по кварталу за ним числилось еще одно домовладение, которое находилось в глубине участка (не сохранилось). К началу XX века недвижимость Максимова перешла к наследникам.
Следующая кирпичная усадьба (совр. № 18 А) принадлежала мещанину Федорову (имя домовладельца выяснить не удалось). Она представляла собой двухэтажный дом с большим флигелем. В советское время была основательно перестроена и приспособлена под многоквартирный дом. О купеческом прошлом напоминает сохранившийся кирпичный флигель, в котором в настоящее время располагается ателье.
Следующий по кварталу деревянный дом (не сохранился) числился за мещанином Шалавиным (имя домовладельца выяснить не удалось). Строение было одноэтажным, на высоком цоколе.
Далее располагалась усадьба купцов Авдеевых (совр. № 22). Она включала двухэтажный кирпичный дом с флигелем, арочные ворота, дворовые постройки.
Согласно исповедальной ведомости Николаевского собора города Чистополя за 1863 год, семья Авдеевых состояла из купеческой вдовы Елены Васильевны и детей: Агриппины, Марии, Алексея, Федора, Дмитрия и Ивана Тимофеевичей. Все братья Авдеевы являлись купцами II гильдии, в основном занимались торговлей железом и кирпичным производством. На кирпичном заводе Авдеева работали 15 рабочих.
Иван и Дмитрий вели постоянную торговлю в Уфимской губернии. Посудно-ламповые магазины братьев Авдеевых работали в Уфе и Челябинске, были представлены на крупных ярмарках Российской империи. Широкий ассортимент товаров включал изделия из фарфора, фаянса, хрусталя, лампы и ламповые принадлежности, бронзу, мельхиор, самовары, кофейники и подносы, эмалированную посуду, иконы. Купцы сотрудничали с русскими и заграничными мебельными фабриками, ювелирными и оружейными заводами. Среди прочего, у Авдеевых можно было приобрести алмазы, венскую мебель, револьверы, металлические венки и так далее. В Чистополе железно-скобяная торговля товарищества братьев Авдеевых располагалась на Базарной площади (район нижнего рынка). Им управляли братья Алексей и Федор Авдеевы. В их ведении находилось кирпичное заведение семьи. Сын Федора Тимофеевича Авдеева, Сергей Федорович, занимался хлебной и бакалейной торговлей, состоял в списке членов Чистопольского биржевого общества.
Сын Дмитрия Тимофеевича Авдеева — Дмитрий Дмитриевич (1879-1952) — заслуженный врач ТАССР (1940), РСФСР (1945). В 1889 году он окончил чистопольское приходское училище, в 1894 году — чистопольское духовное училище, а затем в 1900 году — духовную семинарию в Казани. Вопреки чаяниям отца, юноша поступил на медицинский факультет Томского государственного университета. С 1905 года Дмитрий Авдеев становится практикующим врачом. Его направили в самый большой и отдаленный от города 6-й медицинский участок, находившийся в селе Изгары Чистопольского уезда. При его участии в Изгарах была построена земская больница, открыта библиотека с читальней. В 1922 году Дмитрий Дмитриевич переехал в Чистополь и до 1926 года работал заведующим Чистопольским Кантздравотделением. С 1925 года состоял в обществе Красного креста. С 1928 года работал в 1-й участковой больнице. С 1937 года заведовал инфекционной больницей, преподавал в медицинском техникуме.
Соседями купцов Авдеевых были мещане Логутовы (совр. № 24, кафе). После дома Логутовых стояли деревянные дома Максимова и Мартынова (не сохранились). Двухэтажный деревянный дом мещанина Ильи Мартынова был в общем владении двух его дочерей — Анны и Анастасии.
Угловое здание принадлежало провизору Казимиру-Людвигу Францевичу Ковалевскому, выпускнику Императорского казанского университета (01.09.12.23.1887.1889). До Октябрьской революции в этом доме располагалась аптека. В 1907–1909 ггоды здесь также размещались классы мужской прогимназии.
Юлия Гаврилова, старший научный сотрудник Музея истории города
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев