В годы войны чистополка Екатерина Шигаева защищала Родину в полку связи
Их было восемьсот тысяч на той страшной войне – зенитчиц и пулеметчиц, снайперов и саперов, разведчиц и танкистов, медиков и связистов, поваров и прачек. Пожалуй, не было такой военной профессии, которой не овладели бы женщины. Девчонки 16-18 лет, надевшие грубые шинели, сапоги сорок какого-то размера, не все дождавшиеся Победы, не все принесшие награды с нечеловеческого поля боя.
Прощальный гудок, надрывный, как крик раненой птицы, огласил речной простор. Охнула, застонала на берегу толпа. Не на гулянье – на войну, уже перемоловшую столько жизней, провожали люди своих родных и близких. Пароход увозил у кого отца и мужа, у кого – сына и брата, у Шигаевых – дочь. Двоих сыновей нашла пуля в первые дни сражений с гитлеровцами. Теперь ехала воевать восемнадцатилетняя Катя.
В цепи воспоминаний этот жаркий августовский день сорок второго года выделяется особо. С него началась череда событий, приведших девушку на огненные дороги, которыми прошагала она со своими боевыми друзьями сначала по земле своей, у врага отбитой, а потом обратно – до русской матушки-земли, проделав крюк на пол Европы.
В тот летний день пароход увез юную Катю Шигаеву в Чебоксары, где находился 8-й отдельный запасной полк связи. Здесь ее обучили работе на аппарате «СТ-35» (советский телетайп 1935 года). В боевую обстановку попала в ноябре того же года на Юго-Западном фронте. Была направлена в 5-й отдельный полк связи, входивший в состав 1-й гвардейской армии.
Командир телефонно-телеграфного батальона капитан Руденко выстроил прибывших в его подразделение девушек, глянул, и горло перехватило. Стоят они, юные, с по-детски пухлыми щеками, а в нежных руках – тяжелые винтовки. «Ну и прислали мне вояк – одни дети!» – скажет потом капитан на командном пункте. А командир взвода лейтенант Максимов так и будет называть самых худеньких и маленьких «Пузырек номер один», «Пузырек номер два», «Пузырек номер три».
Связь – нервы войны. Это и не фронтовику понятно. Первыми вступали связисты в населенный пункт, чтобы до подхода основных частей армии развернуть узел связи, и последними уходили, сворачивая его. Нередко на другом конце города или села были уже немцы.
Обслуживая штаб фронта, армий, корпусов, дивизий, полков, связисты передавали боевые приказы о наступлениях, перегруппировках, разведданные, много других распоряжений. Особенно четкой работы требовала передача текстов на бланках с пометкой «срочно», «весьма срочно».
Тянули провода, устраняли повреждения, разумеется, мужчины. И рации обслуживали в основном они. А девушки работали на телефонно-телеграфных аппаратах. Конечно, не очень уютно чувствовали себя, когда обстреливала артиллерия, бомбили самолеты, но связь эстистки, бодистки, морзистки и телефонистки держали отличную. Порою на территорию подразделения просачивались вражеские автоматчики. И тогда гремели винтовочные залпы славных девушек-связистов, выпущенные по фашистам. Под эти же залпы хоронили они погибших, клялись, что будут воевать и за себя, и за них.
К тому времени они научились уже многому, не бледнели при звуках выстрелов, как в первые дни. Сейчас на встречах отдельные случаи из фронтовой жизни однополчанки вспоминают с хохотом. А тогда им, еще необстрелянным, было не до смеха. Как хотелось снять с себя непривычное обмундирование, трофейные итальянские карабины и постоянно мешавший, как им казалось, противогаз. Однажды зимой, когда связистки погрузили тяжелые аппараты в машины и сами уселись, чтобы отправиться в путь, раздалось: «Воздух!». Повыпрыгивали они из кузовов, бегут в лес, и чувствуют, как острые коготки страха впиваются в сердце. Потом падают в снег, лежат – ни гугу, пока не прекратилась бомбежка. И тут поднявшаяся первой Тамара Клейменова как закричит:
– Девчонки, вот где от этой тяжести избавиться можно!
Побросали оружие, идут к машинам налегке. А спохватившись, как по команде, поворачивают обратно собирать карабины и противогазы.
Катя нашла свой без труда, он давно был согнут от удара двух машин в сутолоке переезда. И случилось все-таки, что увидел этот изуродованный карабин начальник связи армии полковник Белянчик:
– Это что за оружие! Как вы будете из него стрелять, если понадобится?!
– Из-за угла, товарищ полковник! – нашлась самая бойкая и самая остроумная из связисток Луиза Соловьева.
Расхохотался даже Белянчик. Шутка и юмор тоже были хорошим оружием на фронте, поднимали настроение бойцов. Старшие командиры это понимали. А карабин Кате заменили.
Девятнадцатая в жизни весна встречена на фронте. За ней – двадцатая, двадцать первая. А молодость, она несовместима с войной, со смертью. И с какой-то непонятной верой в чудо девчонка чувствовала, что прочно утверждена на земле. В короткие часы отдыха где-нибудь на лесной поляне, поросшей черемухой и ландышами, она мечтала о прекрасном и мирном времени. Шумели зелеными кронами деревья, свежий ветер гулял меж ними, и какая-то пьянящая радость захлестывала юное сердце. Но раздавалась команда: «По машинам!», и весеннее солнце не казалось уже таким ласковым, и бездонная голубизна небосклона затягивалась пороховым дымом.
Да, пыль хрустела на зубах,
Когда шагала ты в колонне ночью,
Когда со смертью виделась воочью,
А ранец твой черемухой пропах.
В 1944 году победные бои гремели на всех фронтах. Красная Армия изгоняла фашистских захватчиков с родной земли. Сломив оборону врага на рубеже Днепра, наши войска приступили к освобождению Правобережной Украины.
В боях по ликвидации окруженных группировок противника воины всех родов войск проявили высокий наступательный порыв, железную стойкость, непреклонную волю к победе. Командиры показали возросшее мастерство и умение управлять частями и соединениями в сложных условиях.
Яркие страницы вписал в свою историю 5-й отдельный полк связи.
Усилиями командиров, политработников, всего личного состава обеспечивалось не только высокое качество всех видов связи, но и активное участие в боевых действиях. Полк доблестно сражался под Киевом, Харьковом, освобождал Житомир, Дрогобыч. 25 марта 1944 за участие в освобождении Проскурова (ныне – город Хмельницкий) личному составу была объявлена благодарность, а полку присвоено почетное наименование «Проскуровский». Мужество и героизм, проявленные связистами в боях за освобождение Станислава, были отмечены новой наградой – на знамени полка появился орден Боевого Красного Знамени.
«На войне – горы нашей бабьей работы», – говорит одна из героинь документального цикла «У войны не женское лицо», сделанного белорусскими журналистами и кинематографистами. Это так. Катя и ее подруги на себе испытали все тяготы фронтовой жизни. Отдежурив по 12 часов у аппаратов, они и в боевое охранение ходили, и на кухне работали. А какого нечеловеческого труда стоило тащить на себе по бездорожью, когда машины не могли пройти, упаковки аппаратуры связи, каждая из которых весила по 80-90 килограммов!
Девушки приводили в порядок и помещения, где надо было развертывать узел. Однажды в только что освобожденном селе они всю ночь отмывали домик, превращенный немцами в свинарник. И всю ночь бегали за водой на речку. Забылись коротким сном, утром побежали туда же умываться, а их не пускают. Территорию оцепили саперы. Оказалось, весь берег заминирован. Один бог знает, где протоптали связистки себе дорожку, как сумели ни разу не оступиться. И надо было понять, какое душевное потрясение заставило побледневшего комвзвода воскликнуть: «Девчонки, да вы же святые!»
Разгромив зимой и весной 1944 года южную стратегическую группировку противника, войска четырех Украинских фронтов освободили Правобережную Украину, Крым и значительную часть западных областей УССР. Коммунистическая партия и Советское правительство поставили перед Красной Армией задачу: очистить от фашистов всю советскую землю, добить ненавистного врага в его собственном логове.
Наши войска приступили к осуществлению своей благородной миссии – избавлению народов Европы от фашистского ига. Советские воины-освободители вступили на землю Румынии, Польши, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Венгрии. Они не давали передышки врагу, били его нещадно всей мощью своего оружия. Неувядаемой славой покрыл себя в этих боях и 5-й отдельный полк связи.
Екатерина Шигаева воевала до самого того рубежа, когда небо расцветили салютные залпы. Необыкновенный день 9 Мая 1945 года, День Победы встретила в Градец-Кралове. В этом чехословацком городе наступил настоящий праздник. Слышался радостный гул человеческих голосов. Народ с любовью смотрел на своих освободителей. А они счастливо улыбались. И среди гордо шагавших по улицам и площадям солдат Победы были девчонки из телефонно-телеграфного батальона. Люди подходили, обнимали, засыпали цветами.
Высоко пронесла Екатерина Петровна Шигаева в годы войны звание комсомольца, а затем и коммуниста. Ее воинские заслуги отмечены орденом Красной Звезды, боевыми медалями. К ним теперь прибавились и награды за трудовую доблесть.
Нелегко было после такого перерыва и таких испытаний садиться за учебники, но Катя, работая сборщицей на часовом заводе, без отрыва от производства закончила Московский приборостроительный техникум, много лет возглавляла один из лучших конвейеров седьмого цеха. Была Е. П. Шигаева и на партийной работе – избиралась заместителем секретаря парткома часового завода. Теперь на заслуженном отдыхе.
Ветеран войны и труда часто выступает перед молодежью, несколько раз была на встрече с однополчанами в Киеве. Сама ездит в гости к боевым подругам, к ней приезжают. Да, досталось им из того самого солдатского лиха. И вспоминая пути-дороги войны, удивляются: «Как же мы сумели все это вынести?..»
Сумели. Вынесли. Юлиус Фучик писал: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!..» Они не забывают, они помнят и помогают помнить тем, кто идет вслед за ними.
19 апреля 1985 года
Очерк из книги Лены Щенниковой «Прикоснись сердцем к подвигу»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев