Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

«Шереметевы люди» в истории купеческого Чистополя (продолжение)

...

ЧЕЛЫШЕВЫ

Наиболее известные в Чистополе купцы из крепостных Шереметева – старообрядцы старопоморского-федосеевского согласия Челышевы –  переехали из нижегородской вотчины помещика приблизительно в 1840-х годах.

По исповедальной ведомос­ти Спасской церкви г. Чистополь 1845 года глава семьи Лев Васильевич Челышев указан среди «дворовых людей» помещика. С ним его «домашние»: жена Ирина Афанасьевна, дети Василий, Надежда, Евпраксия и Иван. К середине 1850-х годов Лев Васильевич Челышев откупился от «помещичьей крепости» и начал торговое дело, став купцом третьей гильдии. Его супруга Ирина Афанасьевна – дочь отпущенников того же села – крестьян Афанасия Андреевича и Прасковьи Петровны Отопковых. В Чистополе родились двое младших детей Льва Челышева – Евдокия (умерла от младенческой слабости в 1847 году ) и Иван (родился в 1846 году). Примечательно, что в Чистополе также жили близкие родственники Л.В. Челышева – родной брат Никандр Васильевич с семейством, приписанным в мещанское общество в середине 1850-х годов из того же Горбатовского уезда. Дом мещанина Александра Никандровича находился в однои­менном Челышевском переулке напротив хозяйственных построек усадьбы В.Л. Челышева – (совр. улица К. Либкнехта, 40).

Младший сын Л. Челышева Иван Львович с 1886 года числился купцом второй гильдии. Жил в 3-й части Казани на Грузинской улице в своем доме. Его супругой стала купеческая дочь Мария Ивановна Гребенщикова (тоже из старообрядцев, но другого направления – новопоморцев, «приемлющих брак»). Иван Львович стал достойным мужем и зятем – приумножил состояние Гребенщикова и возглавил казанскую новопоморскую общину. После смерти супруга Мария Ивановна вела торговлю от своего имени, занималась кирпичным производством .

Мужем Евпраксии Львовны стал чистопольский купец второй гильдии Иван Иванович Лузинов. Жили они в собственном каменном двухэтажном доме во 2-й части Чистополя на пересечении Архангельской улицы и Больничного переулка (совр.  улица Ленина, 73). При усадьбе дейст­вовала круподерка на 3 постава и овин с механической топкой. Сферой деятельности купца И.И. Лузинова была  также хлебная торговля.

Надежда Львовна была замужем за купцом Филиппом Ивановичем Михайловым (происходил из дворовых г. Шереметева).

Василий Львович Челышев, без сомнения, – один из самых влиятельных и уважае­мых купцов-хлеботорговцев нашего края. В 1899 году в его честь была названа одна из улиц города (совр. улица К. Либк­нехта.). Купец первой гильдии, коммерции советник, потомственный почетный гражданин, городской голова г. Чистополь (1872–1875), почетный член хозяйственного комитета Санкт-Петербургской Николаевской детской больницы, председатель попечительских советов Казанского детского и Чистопольского Мариин­ского девичьего приютов. Занимался оптовой хлебной и соляной торговлей в крупных городах России и за границей (Германия, Англия, Франция). Владел мукомольными, крупяными, кирпичными предприятиями, а также мельницами, амбарами, складами и судами для перевозки хлеба. Имел крупные земельные владения в г. Чистополь и во многих уездах Казанской губернии. Из пуб­ликации Е.Б. Долгова, посвященной усадебному комплексу В. Челышева, известно, что крупяной завод купца был основан в 1872 году. Здания паровой мельницы, крупорушки, производственные и складские помещения были построены в 1872–1873 и 1884 годах по проекту местного архитектора М.М. Осипова. Завод приносил владельцу ежегодную прибыль более 130 тысяч рублей.

Общепринятый факт, что купцы Челышевы были бездетными, не совсем верен. Супруга Екатерина Васильевна дарила мужу наследников, но все они умирали в младенческом возрасте. В тех же книгах Спасской церкви сохранились записи о двух детях Челышевых – дочери Марии и сыне Александре. Мария умерла двух месяцев от роду от «младенческой слабости» в 1850 году. Александр прожил до полутора лет, умер в 1854 году. На старообрядческом кладбище сохранилось семейное погребение купеческого рода. Величественные саркофаги из черного мрамора по сей день хранят памятные надписи об имени и дате смерти, дне ангела и социальном статусе упокоенных под ними людей.

«Коммерции советник, потомственный почетный гражданин, чистопольский 1 гильдии купец Василий Львович Челышев. Скончался 2 августа 1900 г. в 10 ч. утра. Жития его было 72 года и 7 месяцев. День ангела его 1 января».

«Екатерина Васильевна Челышева. Скончалась 20 июня 1908 г. в 3 ч. утра. Жития ей было 79 лет и 7 ½ месяцев. День ангела ее 24 ноября».

После смерти купцов весьма громким оказался процесс о так называемых «челышевских миллионах». Наследство было весьма солидное: земля, промышленные заведения, пароходство, товары, процентные бумаги и наличный капитал. По сообщению «Камско-Волжской Речи» от 1 декабря 1910 года, недвижимое имение в количестве 1462 десятин с постройками и инвентарем в Чистопольском и Мензелинском уездах и усадебное место с постройками в Чистополе Екатерина Васильевна завещала богадельне для престарелых женщин старообрядческого исповедания. Другое имение (760 десятин) с усадьбой, фруктовым садом, постройками и инвентарем – Чистополю, с тем чтобы доход от имения расходовался на помощь бедным жителям города и частью на убежище для сирот-мальчиков.

Еще несколько домов, принадлежащих Челышевой, как и крупные суммы денег, распределялись между разными ее знакомыми из купеческого сословия. Весь остальной капитал поступал на текущий счет без процентов в Чистопольское отделение государственного банка. Эти деньги должны были расходоваться на поминовение душ завещательницы, ее мужа и его родителей – ежегодно по 10 тысяч рублей. Получение денег Екатерина Васильевна возложила на комитет при старообрядческой богадельне. Родственники, не согласные с таким положением дел, подали прошение в Казанский окружный суд с иском «о признании духовного завещания недействительным, так как завещание было составлено, когда завещательница не могла сознательно относиться к своим действиям». Бесконечные судебные процессы активно  освещались губернской прессой.

«Камско-Волжская Речь», №505-й, вторник, 6 июля 1910 года

«…на днях в окружной суд поступило прошение от законных наследников и наследниц Е.В. Челышовой о признании упомянутого выше духовного завещания ее недействительным, так как оно было составлено, по их словам, в период времени, когда Е.В. Челышова вследствие болезни не могла сознательно относиться к своим действиям. Кроме того, они просят признать уничтоженным определение окружного суда от 4 июля (по новому стилю — 17 июля) 1908 года об утверждении этого завещания и признании прав собственности на упомянутые в завещании капиталы и имущество за ними, истцами, являющимися законными наследниками покойной Челышовой.

Истцами выступают следующие лица: Александр, Михаил­ и Алексей Николаевич Хохловы, Ф.М. Пчелин, Василий и Иван Евгеньевичи Зобнины, Е.П. Тяпина и М.П. Красильникова, всего таким образом, истцов 8, ответчиков же в процессе будет 22. Иск оценен в 3 миллиона рублей».

Судебные тяжбы тянулись до 1917 года. А завершилась наследная эпопея одного из особо «капиталистых шереметевых людей» всеобщей имущественной национализацией. К слову, богатое наследие купца Челышева дошло и до наших дней. Великолепные усадебные комплексы по улицам К. Маркса, Нариманова, Маринина, К.Либкнехта по сей день украшают наш город.

Продолжение следует

Юлия Гаврилова, старший научный сотрудник Музея истории города  Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Галерея

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев