Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

Павел Логутов – друг и компаньон легендарного изобретателя Василия Калашникова

...

В один из рейсов пароход Логутова ночью попал в шторм у Исадской пристани (на реке Волга). При боковой качке вода стала стремительно захлестывать в окна арестантских камер. Дело в том, что баржу нагрузили так, что бортового запаса до окон фактически не осталось (вода попадала внутрь даже при небольшом волнении), к тому же сверху на тент баржи, как обычно, было составлено много клади. Груженая баржа накренилась и едва не затонула вместе с людьми. Катастрофы удалось избежать благодаря маневрам капитана и слаженным действиям команды парохода. Участие в спасении приняли и солдаты-конвоиры, вставшие к помпам для откачки воды.

Именно это тревожное событие предопределило дальнейший жизненный путь Павла Ивановича Логутова. За долгие минуты, пока шла борьба со стихией, он дал себе клятвенное обещание навсегда завершить службу в судоходстве, снять с себя годами копившийся груз ответственности за сотни человеческих жизней. Добравшись до Исадской пристани, капитан самовольно распаузил баржу, выгрузив часть клади. После рейса от владельца компании У.С. Курбатова в сторону Логутова не последовало даже намека на выговор, так как владелец понимал, что лучше выгрузить баржу, чем утопить ее. Однако окончательное решение оставить свой пост капитаном уже было принято, несмотря на многолетнюю безупречную службу.

После отставки в 1880 году у Павла Ивановича состоялся разговор с Василием Ивановичем, где последний предложил заняться изготовлением небольших заказов на мелкие детали, которые не брала его фабрика. Этой же осенью в Чис­тополе началось строительство каменного здания небольших размеров специально для механической мастерской с отделениями для парового двигателя, литья меди, кузницы, станков и материальной кладовой. Для этих целей Логутову пришлось взять ссуду в 1500 рублей на три года под залог семейного дома и земельного участка.

К лету В.И. Калашников прислал паровой двигатель, токарный и сверлильный станки. К осени основные механизмы были установлены и запущены. Строительство продолжалось в течение нескольких лет. В 1883 году были окончательно утверждены все документы на постройку чугунолитейного производства. Главным помощником отца в делах, связанных с устройством и работой механической мастерской, был старший сын Василий Павлович Логутов (1864-1914 гг.).

Вскоре из Нижнего Новгорода в Чистополь приехал мас­тер по отливке медных вещей, командированный Василием Ивановичем Калашниковым. Он привез письмо, в котором сообщалось, что Калашниковым была усовершенствована форсунка для нагревания паровых котлов. К письму прилагались чертежи форсунки и шарнирного крана. Кроме того, литейщик сообщил, что им привезены модели для формовки этих снарядов. Так начались литейные работы, а с ними и первые неудачи отливки. Литейщик, отлив четыре комплекта, годных к отделке, срочно отбыл по семейным обстоятельствам в Нижний Новгород.

Первые четыре комплекта форсунок с учетом затраты материала и проезда литейщика обошлись довольно дорого, но они дали хороший урок работникам. Присланный Калашниковым новый литейщик – совсем молодой парень – оказался намного способнее предыдущего мастера, и неудачи случались у него крайне редко. Сам Павел Иванович хлопотал по заготовке материалов для производства и продолжал укомплектование мастерской нужными инструментами.

Для слесарных и токарных работ приняли учеников из чистопольских мальчишек. Всего в мастерской трудилось пять рабочих. Молодые парни работали с большим азартом и усердием, оплата была постоянной и своевременной. Число рабочих часов было установлено общим соглашением работников. В летний сезон охоты по субботам работали до двух часов дня, затем кто с ружьем, а кто с удочкой на лодке отправлялись за Каму.

За время существования мастерской было изготовлено до 500 комплектов форсунок. Все они отправлялись в Нижний Новгород, где с успехом продавались крупным судовладельцам и фабрикантам. Каждое лето Павел Иванович приезжал по нескольку раз в Нижний Новгород за покупкой материалов в мастерскую, для совещаний и расчетов с В.И. Калашниковым. В одном из разговоров Павел Иванович признался, что при строительстве и первых неудачах отливки, когда затраты значительно превышали заработок, его угнетало сомнение, чем же закончится этот эксперимент. Во время строительства ему приходилось быть в качестве архитектора, организатора. Были при этом допущены серьезные ошибки и недочеты, которые приходилось постепенно исправлять. Теперь же, когда появился постоянный спрос на форсунки, а мастерская приносит стабильную прибыль, на текущие работы ему смотрелось гораздо спокойнее.

В 1890-х годах Владимир Иванович Калашников оставил службу на фабрике О. Карповой и поступил механиком на предприятие «Электро-Гефест». Постепенно прекратились заказы на форсунки. Так как рассчитывать на местные чистопольские заказы не было смысла, мастерская Павла Логутова, проработавшая в течение 10 лет, прекратила свое существование. 

После закрытия мастерской Василий Иванович принял самое деятельное участие в дальнейшей судьбе друга, похлопотал и о детях Павла Ивановича. По его рекомендации Логутов был принят на службу к рыбинскому купцу Михаилу Николаевичу Журавлеву, пароходчику и фабриканту. Несколько лет работал в его судоходной компании в Нижнем Новгороде. Можно предположить, что деятельность его была связана с продукцией канатной фабрики Журавлева, так как в 1905 году в Нижнем Новгороде вышла книга П. Логутова «Таблицы пеньковых канатов, якорей, шейм, сук и буксиров». Последний раз друзья увиделись 9 февраля 1908 года, за четыре дня до кончины Василия Ивановича Калашникова. Он пришел в лавку к Павлу Ивановичу, где они по обычаю долго беседовали, поговорить им всегда было о чем.

Последние годы П.И. Логутов проживал в Чистополе в кругу своей семьи. Как любящий своих чад отец, он очень тяжело переживал скоропостижную смерть старшего сына Василия, случившуюся в 1914 году от апоплексического удара. Павел Иванович Логутов скончался 15 февраля 1918 года в Чистополе, как было указано в записи о смерти «от старческой дряхлости». Был захоронен на городском кладбище.

Судьбы детей капитана П.И. Логутова сложились по-разному. Старшие сыновья по рекомендациям В.И. Калашникова поступили на работу сначала на фабрику, а затем в пароходство Ольги Петровны Карповой, наследницы У.С. Курбатова. Младшие, при его же содействии, после окончания Чистопольского уездного училища проходили практический курс на фабрике и в пароходстве.

 «Я желал, чтобы ребятишки мои по выходе из училища имели готовое поле труда и были бы работниками, а не рабами. Пожелают ли они идти по этой дороге? Не захотят ли, надев коротенькие пиджачки и засунув ручки в брючки», идти скользким путем писарей, конторщиков и приказчиков?» (Из книги «Василий Иванович Калашников как человек»).

Его старший сын и главный помощник в делах Василий Павлович Логутов несколько лет работал на Казанском пороховом заводе. До своей кончины он трудился на пороховом заводе «Бирюза» общества «Русь».

Сын Савва Павлович Логутов, как указано в книге Памяти жертв политических репрессий РТ, был механиком ремонтной части технического отдела Волжского речного флота. Репрессирован в 1931 году, приговорен к 3 годам условно. Дальнейшая его жизнь неизвестна.

Самый младший из сыновей – Федор Павлович Логутов – унаследовал семейный дом на Старо-Казанской улице (совр. ул. Энгельса, 8), имел большую семью. Как и его отец, Федор Павлович выбрал профессию механика. После училища работал на заводе Устина Саввича Курбатова, затем несколько лет трудился на разных пароходах кочегаром, масленщиком, помощником машиниста. После службы в царской армии работал в Новороссийске в железнодорожном депо. В 1912 году вернулся в Чистополь, был принят на Чистопольский казенный винный склад. После революции Федор Павлович работал слесарем в Чистопольском затоне, в весомастерской «Ремонт», на заводе «Красный двигатель».

В 1939 году в Москву на ул. Пироговскую в Бюро изобретательства были доставлены уникальные чертежи чистопольского механика Федора Павловича Логутова, который изобрел втулку для печатных машин. 

Чистопольский государственный музей-заповедник выражает благодарность правнукам Павла Ивановича Логутова: Ольге Владиславовне Лазаревой и Михаилу Викторовичу Логутову за сотрудничество и предоставленные фотографии.

Юлия Гаврилова, старший научный сотрудник Музея истории города истории города

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев