Павел Логутов – друг и компаньон легендарного изобретателя Василия Калашникова
«Человек с форсунками» – именно так Максим Горький называл талантливого изобретателя, теплотехника, ведущего механика-конструктора Сормовского завода Нижегородской губернии Василия Ивановича Калашникова. Его блестящие разработки в области усовершенствования грузового и пассажирского флота, машиностроении на несколько десятилетий опередили свое время.
Имя нижегородского механика было широко известно по всей Волге. А после того, как первый в мире завод по производству нефтяных смазочных масел выпустил свою продукцию на оборудовании Калашникова, о нем заговорил весь научно-технический мир. Сегодня такая слава присуща, пожалуй, только знаменитому тезке Василия Ивановича – ижевскому конструктору стрелкового оружия Михаилу Тимофеевичу Калашникову.
Одно из знаковых изобретений неунывающего россиянина, талантливого нижегородского механика-самоучки – усовершенствованная нефтяная форсунка для более экономного сжигания мазута в топках. Форсунки Калашникова были представлены на Нижегородской кустарной выставке в 1885 году и удостоены золотой медали Русского технического общества. Любопытно, что изготавливались они в Чистополе, в механических мастерских Павла Ивановича Логутова и его сыновей.
Суть форсунок заключалась в пульверизации нефти паром. Разница между ними была только в форме пламени. Прежде на Волге в двигателях использовались преимущественно форсунки Гофмана (конусной формы), затем стали распространяться форсунки Александрова (веерной формы). При работе они быстро сжигали топливо и производили густой черный дым. К началу XX века деталь усовершенствовал В.И. Калашников. Его «полуконус» равномерно нагревал бока и верх топки, был доступен для притока воздуха с обеих сторон. Это давало существенную экономию топлива, заметно уменьшая количество дыма и копоти. Продавались форсунки Калашникова в Нижнем Новгороде под торговой маркой «Митральеза», что на французском языке обозначает название многоствольного артиллерийского орудия.
Знакомство Василия Калашникова с чистопольцем Павлом Логутовым, служившим в ту пору капитаном на одном из пароходов купца И.С. Колчина, состоялось в 1871 году. Они часто виделись в конторе, встречались на пароходе, куда приходил Калашников как наблюдающий за машинами. Каждый рейс, когда пароход «Фабрикант» стоял в Нижнем Новгороде Василий Иванович после обхода и бесед с механиками неизменно заходил на чай к Павлу Ивановичу. Так между сослуживцами установились простые, дружеские отношения. Такие встречи неизменно приводили к многочасовым беседам. Иногда дело доходило до жарких споров и ворчания друг на друга, но эти пустяковые ссоры никогда не приводили к взаимной вражде. Они являлись хоть и нежелательным, но весьма необходимым дополнением к их приятельским отношениям. В конце 1870-х годов Павел Иванович Логутов несколько зимних месяцев проживал в квартире конструктора, в это время на его рабочем пароходе, зимовавшем у фабрики, шла реконструкция машины.
Впоследствии эти события, а также совместная деятельность по производству форсунок будут подробно описаны Павлом Логутовым и войдут в книгу воспоминаний «Василий Иванович Калашников как человек». Издание было опубликовано в 1909 году под редакцией дочери конструктора Александры Александровны Калашниковой через год после его смерти. Одна из глав под названием «Из воспоминаний о Василии Ивановиче Калашникове (материалы для биографии его)», составлена нашим земляком Павлом Ивановичем Логутовым. Его житейский рассказ содержит диалоги друзей, их философские взгляды на различные события, воспоминания об ушедших юношеских днях.
Павел Иванович Логутов (≈1848-1918 гг.) родился в городе Чистополь Казанской губернии в мещанской семье старообрядцев. Его предки – государственные крестьяне – обосновались на левобережье Камы в конце XVII века, прибыв предположительно из Лаишевской округи. К началу XX века среди Логутовых особо выделялись крупные купцы-хлеботорговцы, общественные деятели, разработчики учебных пособий, адвокаты, служащие. Эта фамилия и сегодня встречается среди горожан, в их числе правнуки Павла Ивановича Логутова.
Известно, что П.И. Логутов со своей семьей являлся представителем старообрядцев местного толка под названием «согласие по Кресту». Главным наставником этого течения в первой половине XIX века, известного так же, как «рябиновское», был купец-хлеботорговец Алексей Васильевич Логутов. Оно получило распространение в Чистопольском и некоторых селах Спасского и Лаишевского уездов и властями именовалось не иначе, как «логутовщина», по фамилии идейного вдохновителя этого явления. Приход этой общины был самым многочисленным в Чистополе.
Семья капитана П. Логутова состояла из супруги Анастасии Васильевны Логутовой (1847-1917 гг.), шестерых сыновей (известны имена только трех из них – Василий, Савва, Федор) и двух дочерей – Татьяны и Харитины. Жили в собственном доме с земельным участком на Казанском тракте (совр. улица Энгельса, 8). Супруга, привыкшая к постоянному отсутствию мужа в периоды навигаций, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Дочери по мере взросления были выданы в замужество. Татьяна Павловна стала женой чистопольского мещанина Михаила Петровича Глушенкова, служащего сборщиком денег на Казенном винном складе. Семья жила в городе Чердынь Пермской губернии. Харитина Павловна стала женой чистопольского мещанина Якова Павловича Сальникова.
Обстоятельства, вынудившие Павла Ивановича Логутова уйти со службы в пароходстве и заняться изготовлением форсунок, были связаны с невыносимыми условиями, в которые были поставлены в то время капитаны многих коммерческих судов. В первую очередь они были связаны с несоблюдением агентами пристани условий техники безопасности.
Дело в том, что деятельность пароходства Устина Саввича Курбатова еще со времен основателя – купца Ивана Савельевича Колчина – была связана не только с перевозкой разнообразных грузов и пассажиров по рекам Поволжья и Сибири, но и с крупными государственными контрактами на перевозку арестантов. Транспортировка осуществлялась в специально приспособленной железной барже – плавучей камере, в которую помещали до 700 человек, следующих по «каторжному маршруту» от Нижнего Новгорода до Перми и далее по сибирским рекам. «Фабрикант» не был исключением. В каютах парохода с комфортом путешествовала приличная публика, а немного в отдалении следовала железная плавучая тюрьма с переселенцами и арестантами. Вдобавок к этому у нижегородской, казанской и пермской пристаней по существующей в то время доверенности нагрузка клади осуществлялась согласно личным указаниям торговых агентов. А те, пользуясь этим полномочием, загружали пароходы и баржи по самые уши.
В один из рейсов пароход Логутова ночью попал в шторм у Исадской пристани (на реке Волга). При боковой качке вода стала стремительно захлестывать в окна арестантских камер. Дело в том, что баржу нагрузили так, что бортового запаса до окон фактически не осталось (вода попадала внутрь даже при небольшом волнении), к тому же сверху на тент баржи, как обычно, было составлено много клади. Груженая баржа накренилась и едва не затонула вместе с людьми. Катастрофы удалось избежать благодаря маневрам капитана и слаженным действиям команды парохода. Участие в спасении приняли и солдаты-конвоиры, вставшие к помпам для откачки воды.
Именно это тревожное событие предопределило дальнейший жизненный путь Павла Ивановича Логутова. За долгие минуты, пока шла борьба со стихией, он дал себе клятвенное обещание навсегда завершить службу в судоходстве, снять с себя годами копившийся груз ответственности за сотни человеческих жизней. Добравшись до Исадской пристани, капитан самовольно распаузил баржу, выгрузив часть клади. После рейса, от владельца компании У.С. Курбатова в сторону Логутова не последовало даже намека на выговор, так как владелец понимал, что лучше выгрузить баржу, чем утопить ее. Однако окончательное решение оставить свой пост капитаном уже было принято, несмотря на многолетнюю безупречную службу.
После отставки в 1880 году, у Павла Ивановича состоялся разговор с Василием Ивановичем, где последний предложил заняться изготовлением небольших заказов на мелкие детали, которые не брала его фабрика. Этой же осенью в Чистополе началось строительство каменного здания небольших размеров специально для механической мастерской с отделениями для парового двигателя, литья меди, кузницы, станков и материальной кладовой. Для этих целей Логутову пришлось взять ссуду в 1500 рублей на три года под залог семейного дома и земельного участка.
К лету В.И. Калашников прислал паровой двигатель, токарный и сверлильный станки. К осени основные механизмы были установлены и запущены. Строительство продолжалось в течение нескольких лет. В 1883 году. были окончательно утверждены все документы на постройку чугунолитейного производства. Главным помощником отца в делах, связанных с устройством и работой механической мастерской был старший сын Василий Павлович Логутов (1864-1914).
Вскоре из Нижнего Новгорода в Чистополь приехал мастер по отливке медных вещей, командированный Василием Ивановичем Калашниковым. Он привез письмо, в котором сообщалось, что Калашниковым была усовершенствована форсунка для нагревания паровых котлов. К письму прилагались чертежи форсунки и шарнирного крана. Кроме того, литейщик сообщил, что им привезены модели для формовки этих снарядов. Так начались литейные работы, а с ними и первые неудачи отливки. Литейщик, отлив четыре комплекта, годных к отделке, срочно отбыл по семейным обстоятельствам в Нижний Новгород.
Первые четыре комплекта форсунок с учетом затраты материала и проезда литейщика обошлись довольно дорого, но они дали хороший урок работникам. Присланный Калашниковым новый литейщик – совсем молодой парень – оказался намного способнее предыдущего мастера, и неудачи случались у него крайне редко. Сам Павел Иванович хлопотал по заготовке материалов для производства и продолжал укомплектование мастерской нужными инструментами.
Для слесарных и токарных работ приняли учеников из чистопольских мальчишек. Всего в мастерской трудилось пять рабочих. Молодые парни работали с большим азартом и усердием, оплата была постоянной и своевременной. Число рабочих часов было установлено общим соглашением работников. В летний сезон охоты по субботам работали до двух часов дня, затем кто с ружьем, а кто с удочкой на лодке отправлялись за Каму.
За время существования мастерской было изготовлено до 500 комплектов форсунок. Все они отправлялись в Нижний Новгород, где с успехом продавались крупным судовладельцам и фабрикантам. Каждое лето Павел Иванович приезжал по нескольку раз в Нижний Новгород за покупкой материалов в мастерскую, для совещаний и расчетов в В.И. Калашниковым. В одном из разговоров, Павел Иванович признался, что при строительстве и первых неудачах отливки, когда затраты значительно превышали заработок, его угнетало сомнение, чем же закончится этот эксперимент. Во время строительства ему приходилось быть в качестве архитектора, организатора. Были при этом допущены серьезные ошибки и недочеты, которые приходилось постепенно исправлять. Теперь же, когда появился постоянный спрос на форсунки, а мастерская приносит стабильную прибыль, на текущие работы ему смотрелось гораздо спокойнее.
В 1890-х гг. Владимир Иванович Калашников оставил службу на фабрике О. Карповой и поступил механиком на предприятие «Электро-Гефест». Постепенно прекратились заказы на форсунки. Так как рассчитывать на местные чистопольские заказы не было смысла, мастерская Павла Логутова, проработавшая в течение 10 лет прекратила свое существование.
После закрытия мастерской Василий Иванович принял самое деятельное участие в дальнейшей судьбе друга, похлопотал и о детях Павла Ивановича. По его рекомендации Логутов был принят на службу к рыбинскому купцу Михаилу Николаевичу Журавлеву – пароходчику и фабриканту. Несколько лет работал в его судоходной компании в Нижнем Новгороде. Можно предположить, что деятельность его была связана с продукцией канатной фабрики Журавлева, так как в 1905 г. в Нижнем Новгороде вышла книга П. Логутова «Таблицы пеньковых канатов, якорей, шейм, сук и буксиров». Последний раз друзья увиделись 9 февраля 1908 г., за четыре дня до кончины Василия Ивановича Калашникова. Он пришел в лавку к Павлу Ивановичу, где они как обычно очень долго беседовали, поговорить им всегда было о чем.
Последние годы П. И. Логутов проживал в Чистополе в кругу своей семьи. Как любящий своих чад отец он очень тяжело переживал скоропостижную смерть старшего сына Василия, случившуюся в 1914 г. от апоплексического удара. Павел Иванович Логутов скончался 15 февраля 1918 г. в Чистополе, как было указано в записи о смерти «от старческой дряхлости». Был захоронен на городском кладбище.
Судьбы детей капитана П.И. Логутова сложились по-разному. Старшие сыновья по рекомендациям В.И. Калашникова поступили на работу сначала на фабрику, а затем в пароходство Ольги Петровны Карповой – наследницы У.С. Курбатова. Младшие, при его же содействии, после окончания Чистопольского Уездного училища проходили практический курс на фабрике и в пароходстве.
«Я желал, чтобы ребятишки мои по выходе из училища имели готовое поле труда и были бы работниками, а не рабами. Пожелают ли они идти по этой дороге? Не захотят ли, надев коротенькие пиджачки и засунув «ручки в брючки» идти скользким путем писарей, конторщиков и приказчиков?» (Из книги «Василий Иванович Калашников как человек»).
Его старший сын и главный помощник в делах Василий Павлович Логутов несколько лет работал на Казанском пороховом заводе. До своей кончины он трудился на пороховом заводе «Бирюза» Общества «Русь».
Сын Савва Павлович Логутов, как указано в книге Памяти жертв политических репрессий РТ, был – механиком ремонтной части технического отдела Волжского речного флота. Репрессирован в 1931 г., приговорен к 3 годам условно. Дальнейшая его жизнь не известна.
Самый младший из сыновей – Федор Павлович Логутов унаследовал семейный дом на Старо-Казанской улице (совр. ул. Энгельса, д.8), имел большую семью. Как и его отец, Федор Павлович выбрал профессию механика. После училища работал на заводе Устина Саввича Курбатова, затем несколько лет трудился на разных пароходах кочегаром, масленщиком, помощником машиниста. После службы в царской армии работал в Новороссийске в железнодорожном депо. В 1912 г. вернулся в Чистополь, был принят на Чистопольский казенный винный склад. После революции Федор Павлович работал слесарем в Чистопольском затоне, в весомастерской «Ремонт», на заводе «Красный двигатель».
В 1939 г. в Москву на ул. Пироговскую в Бюро изобретательства были доставлены уникальные чертежи чистопольского механика Федора Павловича Логутова, который изобрел втулку для печатных машин.
Чистопольский государственный музей-заповедник выражает благодарность правнукам Павла Ивановича Логутова: Ольге Владиславовне Лазаревой и Михаилу Викторовичу Логутову за сотрудничество и предоставленные фотографии.
Старший научный сотрудник Музея истории города Чистопольского государственного музея-заповедника Юлия Гаврилова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев