От первой мировой до Великой отечественной: история, которую нельзя забыть
Годы войны никогда не сотрутся из памяти чистопольцев, которые бережно хранят память о тех, кто отстоял свободу и независимость на фронтах Великой Отечественной
Усилиями благодарных земляков в центре города сооружена Аллея с барельефами героев-чистопольцев и стелы с фамилиями погибших воинов, горит Вечный огонь, издаётся книга «Солдаты Победы». Вместе с тем работа по увековечению памяти Героев Советского Союза мемориальными досками далека от завершения.
Окончание. Нач. в № 30
На средства Всегора лазареты общебольничного типа были устроены при городской больнице (на 20 коек) и Челышевской старообрядческой богадельне (на 30 коек), врач — Александр Киприянович Скоробогатов. Купеческо-биржевое общество своего лазарета не имело, но содержало 16 коек в других лазаретах, врач — А. К. Скоробогатов.
Кроме лазаретов, в городе находились два детских приюта: Романовский — при женском Успенском монастыре (настоятельница — игуменья Антония) для девочек-сирот и полусирот из семейств нижних чинов запаса и ратников ополчения, призванных на действительную службу, и Мариинский (ныне ул. К.Маркса, 17), где призревались сироты не только из городских семейств, но и семейств беженцев.
В работе лазаретов отмечалась нехватка сестёр милосердия, медицинского оборудования, лекарств, перевязочных материалов, белья и одежды для увольняемых солдат. Точных данных о результатах деятельности чистопольских лазаретов нет, так как они работали с большими перерывами. Есть данные о работе лазаретов Чебоксарского края (Свияжский, Цивильский, Чебоксарский уезды), куда транспортировка санитарными поездами проходила круглый год. По локализации ранений: верхние конечности — 35,4%, нижние конечности — 29,4%, мягкие ткани — 13%, туловище — 11,5%; госпитальная летальность — 7,4%, возвращение в часть с выздоровлением — 37,7%, остались инвалидами — 54,9%. В конце 1916 года большинство лазаретов в Чистополе закрылись ввиду прекращения поступления больных и раненых воинов.
Для увековечения памятных мест Первой мировой войны в городе необходимо отметить мемориальными досками Чистопольскую школу прапорщиков пехоты (функционировала с 16 декабря 1915 года по 24 октября 1917 года по старому стилю). Решение об открытии в Чистополе этого военного учебного заведения на 550 мест было принято Военным Советом 3 декабря 1915 года и Высочайше утверждено 11 декабря 1915 года. Согласно решению Главнокомандующего Казанской губернии камергера П. М. Боярского от 16 декабря 1915 года, школу прапорщиков пехоты разместили в зданиях Мужской и Женской гимназий. Выпускники школы прошли горнила двух мировых войн и Гражданской войны. В их числе — генералы армии И. В. Тюленёв, Г. Ф. Захаров и генерал-майор М. Т. Романов. Из лазаретов следует отметить лечебные учреждения Всеземсоза в винном складе и в доме Чукашова, и Всегора — лазареты при Челышевской старообрядческой богадельне (ныне ул. Нариманова, 56) и городской больнице (ныне ул. Галактионова, 90).
Колокол памяти: пассажирская пристань — символ прощания
Необходимо отметить памятными досками и такие знаковые в годы войны места, как Дом обороны и пассажирская пристань. До войны в Доме обороны (ул. К.Маркса, 3) работали передвижные курсы снайперов и группы Осоавиахима. В 1940 году был открыт стрелковый тир. В годы войны здесь проводились инструкторские совещания офицеров военно-учебных пунктов Чистополя, М.Толкиша, Б.Толкиша, Старого Иванаева, располагался Штаб местной противовоздушной обороны, который строго регламентировал поведение граждан в случае воздушной тревоги и противопожарную охрану. Начальник МПВО — председатель горисполкома М. С. Тверякова, начальник штаба — В. Н. Писцов, затем — А. А. Агафонов. В 1942 году в здании размещалась авиадесантная школа, начальница — М. Л. Булычева.
Что касается пассажирской пристани, то она всю навигацию была для жителей города и района тем местом, где многие родственники в последний раз видели ещё живыми своих мобилизованных мужей и братьев. С последним ударом в колокол, подвешенный у входа на дебаркадер, мобилизованные грузились в трюмы парохода, а провожающие ещё долго не покидали пристань, пока судно не скрывалось за Крутой Горой. Безусловно, это священное для родственников погибших воинов место необходимо увековечить стелой с колоколом, удар которого разъединял родственные узы.
Георгий Лыков, краевед
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев