О возрасте Чистополя говорят найденные памятники
Отмечая важную роль Указа Екатерины II в истории города, мы не знаем его истинного возраста.
На праздновании 240-летия города не осталась без внимания зрителей экспозиция мухтасибата, где были представлены фотографии надмогильных эпиграфических памятников на Старотатарском кладбище, датируемые 1291, 1308, 1311, 1316, 1320, 1330 годами. Экспозиция вызвала у горожан массу вопросов, главный из которых – как соотнести празднование 240-летия города, когда на его территории находятся средневековые памятники? Действительно, отмечая важную роль Указа Екатерины II в истории города, мы не знаем его истинного возраста.
Для ответа на поставленный вопрос, как показывает практика установления дат оснований городов Казань и Елабуга, необходимы убедительные доказательства, основанные на изучении письменных источников и археологических материалов (Средневековая Казань: возникновение и развитие. Казань. 2000. С. 4). В свою очередь, согласно Нарскому документу о подлинности (Нара, Япония, ноябрь 1994), полученная информация должна отвечать требованиям правдивости и достоверности. Только в этом случае знания, полученные из авторитетных источников, являются необходимой основой подлинности.
Строго следуя рекомендациям, рассмотрим письменные источники, содержащие сведения о Чистополе. Наиболее раннее упоминание города содержат нарративные источники (народные предания). Так, основателем деревни Туктарово-Урдала Лениногорского района, согласно преданию, является дед Туктар из Чистополя, переселившийся сюда 460 лет тому назад (Из истории Альметьевского региона. Альметьевск. 1999. С. 330).
Другое предание, записанное Р.Г. Насыровым, гласит, что в старину на месте Чистополя был татарский город. С прибытием русских войск жителей согнали в воду с требованием креститься, а затем город был разрушен, и местность стала чистой, как поле (Р.Г. Насыров. Сельское расселение в Западном Закамье. Казань. 2007. С. 200).
Несомненно, такие предания не позволяют уверенно ответить на поставленный вопрос. Более достоверные данные мы обнаружили в опубликованных научных изданиях, написанных на основе архивных материалов. Такой работой, на наш взгляд, является диссертация Р.Г. Насырова на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI – начало XVIII вв.» и его одноименная книга. Исследователь ввел в научный оборот большой объем фактического материала, хранящегося в центральных и местных архивах. Это – писцовые и переписные книги Российского государственного архива древних актов и Национального архива РТ, материалы Генерального межевания по Казанской губернии. Так, по данным межевой книги деревни Кубас 1686 года, в числе ее ясачных крестьян было 9 переселенцев из деревни Гремячий Ключ, что находится на противоположном берегу Камы. Один из переселенцев до прихода в Гремячий Ключ проживал в деревне Чистое Поле, куда он прибыл в 1671 году из города Темникова. Этот факт убедительно свидетельствует, что поселение под названием Чистое поле существовало уже в 1671 году (Р.Г.Насыров. 2007. С. 85-86).
Есть еще более ранняя дата упоминания нашего города, но из-за отсутствия ссылок на источники вряд ли стоит ее принимать в расчет. Речь идет о работе Вахита Имамова «Запрятанная история татар», где в числе крепостей, сооруженных в 1650-1658 годах на Закамской укрепленной линии, автор упоминает и чистопольскую.
К сожалению, и эти источники не содержат достоверный материал о времени возникновения поселения на месте Чистополя и его жителей, основавших средневековые эпиграфические памятники. Поэтому мы вынуждены были обратиться к поиску археологических материалов.
В 2020 году автором было выявлено городище в конце улицы М. Джалиля на берегу речки Большая Берняжка. Точную принадлежность городища к какому-либо этносу можно будет получить только после изучения материальной культуры в результате археологических раскопов. Предположительно, такие городища могли оставить племена именьковской археологической культуры, пришедшие во время «великого переселения народов» из Поднепровья в Среднее Поволжье. Указанные племена оставили только в Центральном Закамье и бассейне реки Черемшан 122 памятника. Это в основном селища, городища и могильники.
Основными занятиями именьковцев были земледелие и домашнее скотоводство. Для обработки полей использовали плуги с железными наконечниками, сеяли рожь, полбу, овес, косили железными серпами, из костей домашних животных, найденных при раскопках именьковских городищ, более 70% составляют кости лошадей и свиней (История Лаишевского края. Казань. 1997. С. 42-43). По мнению археолога Г.И. Матвеевой, именьковцы в VII веке переселились в обратном направлении, в левобережные районы Поднепровья (Г.И. Матвеева. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. Самара. 1997. С. 88).
Но именьковцы были не единственными жителями древнего поселения на месте Чистополя. В VI-VII веках в Среднее Поволжье проникают кочевники из Тюркского каганата (А.Х. Халиков. Татарский народ и его предки. Казань. 1989. С. 67) и ранне-венгерские племена (А.Х. Халиков. Татарский народ и его предки. Казань. 1989. С. 70). Локализовать места проживания тюркютов сложно, так как они не возводили стационарных поселений. Единственное свидетельство их проживания – могильники и надмогильные плиты. Такой каменной плитой, по мнению доктора искусствоведения С.М. Червонной и тюрколога С.Г. Кляшторного, является надгробие, сохранившееся в Чекмагушском районе Башкортостана, первоначально имеющее начертанные древнетюркские родоплеменные тамги (родовой фамильный знак печати), затем использовано вторично как мусульманское надгробие с надписью: «Я прибегаю к богу от проклятого шайтана. Во имя бога милосердного и милостивого…» (С.М. Червонная. Искусство Татарии. Москва. 1987. С. 48). Аналогичный камень рабочая группа по сохранению и изучению археологического наследия при отделе культуры Чистопольского района обнаружила на Старотатарском кладбище города в 2007 году, поверх рунических тамг которого нанесена новая мусульманская надпись: «Прибегаю к Всевышнему от сатаны. Именем Всевышнего, милостивого, милосердного. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его…» (Н.Г. Набиуллин. Итоги археологических работ в окрестностях Джукетау. 2007).
Другим не менее важным доказательством проживания тюркютов на месте древнего Чистополя являются найденные обломки известняковой плиты с рунами, предположительно, кубанского письма.
В это же время между Волгой и Уралом образуется союз древне-венгерских племен под названием «Великая Венгрия». Часть племен выходит к низовьям Камы, где они оставили грунтовый могильник у села Большие Тиганы (Алексеевский район) и, по утверждению венгерского ученого Иштвана Зимони, надгробную надпись от 1311 года на чистопольском кладбище (И. Зимони. Венгры в Волжко-Камском бассейне?// Finno Ugrica №1 (4). 2000. С. 21).
Истории проживания венгров в низовьях Камы и на поселении древнего Чистополя посвящена статья главного хранителя Национального музея Венгрии А. Краловански в газете «Советская Татария» от 26 ноября 1986 года под заголовком «В поисках земли предков», где автор описывает путешествие венгерского монаха Юлиана в 1235 году в Волжскую Булгарию для поиска оставшихся венгров. Здесь монах нашел венгерку, которая рассказала Юлиану, где находятся его соотечественники, и вскоре в низовьях Камы он нашел их. Господин А. Краловански от имени венгерских ученых благодарит археологов Казани Е. Халикову, профессора А. Халикова за открытие Больше-Тиганского могильника и языковеда Ф. Хакимзянова, сообщившего о чрезвычайно интересном надгробном памятнике (так в тексте), обнаруженном в Чистополе. А. Краловански посетил город, где осмотрел древний памятник, поставленный в 1311 году на могиле венгерского судьи Исмаила.
С разгромом в 737 году арабским полководцем Мерваном ибн Мухаммедом на нижней Волге и Кубани хазарских войск, а затем и булгарских племен (А.Х. Халиков. 1989. С.74) последние вынуждены были мигрировать в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье, где создали государственное образование Волжская (Волжско-Камская) Булгария.
В период формирования государства и единой булгарской народности страну в 922 году посетило посольство Арабского халифата, секретарь которого и по совместительству руководитель религиозной миссии для принятия жителями Булгарии ислама Ахмад ибн Фадлан составил «Рисаля» (Записку) – важнейший источник по средневековой истории Поволжья и Средней Азии.
Согласно «Записке» в течение мая – июня ибн Фадлан находился в ставке царя Алмаса у Трех Озер (ныне – село Три Озера Спасского района), где знакомился с жизнью и бытом булгар и проповедовал мусульманские обряды. После этого ибн Фадлан и его коллеги в сопровождении царя Алмаса переправились в бассейн Джауширма, куда ранее были перекочеваны все булгарские племена.
По мнению доктора исторических наук Р.Г. Фахрутдинова, на этой речке (ныне – речка Яуширма или Малая Бахта, текущая через село Яуширма Чистопольского района РТ) был официально принят ислам в качестве государственной религии (Р.Г. Фахрутдинов. Мелодия камней. Казань. 1986. С. 59). С утверждением Р.Г. Фахрутдинова в этом вопросе солидарен и заместитель директора Института татарской энциклопедии АН РТ Г.С. Сабирзянов (Г.С. Сабирзянов. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. Казань. 1995. С. 29).
Во времена перекочевки племен и принятия ислама ставка царя Алмаса и арабского посольства находилась на одном из притоков речки Яуширма, названной впоследствии в память исторического события – Ханнар Ыйласы (Г.И. Лыков. Знать судьбу своей Родины// Республика Татарстан. 2002. 29 ноября).
Принятие ислама способствовало объединению разрозненных племен в одно централизованное государство. Началось строительство постоянных поселений, некоторые затем превратились в города. Один из таких городов возник в середине Х века на высоком мысу, образованном реками Камой и Жукоть под названием Жукотин. Расположенный на Камском пушном торговом пути с удобной факторией (торговая контора и поселение кузнецов) на реке Прость, город становится известным в мировом масштабе. Так, на компасной карте братьев Пичагани 1367 года указан город Gacetin, а в Каталонском атласе 1375 года – Gachatin. Кроме средневековых карт ойконим «Жукотин» упоминается и в русских летописях в 1236, 1360, 1390, 1395, 1409 и 1411 годах.
В 1236 году, по сообщению В.Н. Татищева, татаро-монгольские войска «...град Великий и Жукотин при жестоких боях взяв…». Из-за запрета завоевателей восстанавливать захваченные города часть жителей Жукотина, в основном ремесленники, переселилась на противоположный берег реки Жукоть, другая часть – торговцы и чиновники – переехала на территорию фактории, что подтверждается оставленными эпиграфическими памятниками с указанием профессии – кази (судья), йори (торговец с северными народами).
Существование средневекового городища на месте Чистополя подтверждается не только наличием единственного в городах РТ кладбища с датированными эпиграфическими памятниками булгарского периода, но и археологическими исследованиями. В 2007 году Институт истории имени Ш. Марджани продолжил историко-археологические исследования в центральной части города, где по улице Вахитова, 10 и на реке Берняжка были обнаружены средневековые материалы. Результаты исследования обсуждены на научно-практических конференциях, по результатам которых в 2008 и 2009 годах изданы сборники материалов «Изучение и сохранение историко-культурного наследия Чистопольского района».
В 2019 году исследования в Чистополе продолжил археолог А.В. Беляев. При шуфровке по улице Бебеля, 18 было обнаружено 308 единиц фрагментов средневековой булгаро-татарской посуды (Н.Г. Набиуллин. Памятники археологии г. Чистополь. Проблемы изучения и сохранения// Поволжская археология №1 (2019). С. 194-205).
Полученные историко-археологические материалы позволяют говорить, что дата основания Чистополя соотносится по времени основания Жукотина с факторией на реке Прость в середине Х века (Ф.Ш. Хузин. Булгарский город. Казань. 2001. С. 157; Н.Г. Набиуллин. Джукетау – город булгар на Каме. Казань. 2011. С. 97).
Итоговое заключение о дате основания города Чистополь может дать только Институт истории АН РТ после предоставления администрацией города исторических и археологических исследований.
Георгий ЛЫКОВ, почетный член Всероссийского общества охраны памятников и культуры
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев