О древнем роде ремесленников Вачуговых рассказывают его потомки
Продолжая знакомство со старинным ремесленным родом Вачуговых, представляем вашему вниманию семейные воспоминания, записанные в 2004 году нашим земляком Виктором Васильевичем Вачуговым, руководителем конструкторского отдела по оборудованию самолетов в опытно-конструкторском бюро нижегородского авиастроительного завода «Сокол», лауреатом Государственной премии.
Создать семейную хронику Виктор Васильевич решил, когда ему исполнилось 68 лет, чтобы у ныне живущих поколений была возможность передать живую память о прошлом своим потомкам.
Семейными фотографиями и видео-архивом с Чистопольским государственным музеем-заповедником поделилась жительница Нижнекамска Наталья Ивановна Вачугова – наш музейный друг и даритель.
В центре повествования – реальные истории из жизни чистопольских мещанских семей Вачуговых, Ларшиных и Кузнечиковых, события, происходившие с ними в первой половине XX в. – во время революционных потрясений, 1920-1930-х годов, Великой Отечественной войны. Это непростые судьбы наших земляков на фоне ушедшего века. Время, в котором они жили, влюблялись, создавали семьи, растили детей, трудились на благо своей семьи и страны.
Наталья Вачугова – хранительница семейного архива
«…Эта семейная летопись – живая память о предках моего мужа – Алексея Петровича Вачугова. Она рассказывает о жизни Петра Алексеевича и его родных братьев Василия, Ивана Вачуговых. Был у них еще старший брат Осип Алексеевич, его репрессировали. А про деда – Алексея Ивановича Вачугова – в семье никогда даже не вспоминали. Распространяться про то, что у тебя родственник зажиточный, было опасно. И настолько опасно, что Петр Алексеевич и Василий Алексеевич в 1920-1930 годах. постоянно кочевали с места на место. Мой муж родился в Пермской области, в г. Оханск. Вернулись в Чистополь они только после войны. Петр Алексеевич Вачугов всю жизнь прожил без ноги (потерял ногу в Первую Мировую войну). Женился уже с одной ногой, с протезом. Мою свекровь Марию Андроновну выдали замуж в 16 лет. В семье было шесть сестер, родители умерли, к тому времени их воспитывала тетка. Родом она была из-за Камы, из Мельничного Починка, их семью раскулачили в 1930-е годы, потому что они имели мельницу. Она была старообрядкой. Однажды я ей сказала, что Иисус Христос был еврей. Она этого не могла пережить, отвечала мне: «Ну как это еврей, он русский был». Петр Алексеевич до революции окончил семь классов гимназии, а потом его выгнали. Сказали, что дворники и шорники не могут учиться в гимназии. А он отлично учился. Всю жизнь все просчитывал. Жизнь была тяжелая, они и голод хватили. Мария Андроновна вспоминала, что все золото в «рабкрин» снесли. В то время рабоче-крестьянская инспекция открывала магазинчики, НЭП был. В них на золото торговали продуктами. А больше взять было негде. Вот на манную кашу детям все золото семейное спустили. Но, тем не менее, бабушка нигде не работала, только семьей занималась, в доме всегда была помощница. У Петра Алексеевича Вачугова было четверо детей: Зинаида, Владимир, Борис и Алексей. Я жена младшего сына – Алексея Петровича. Старшая дочь – Зинаида Петровна – всю жизнь прожила в Чистополе, работала в пос. Водников, руководила санэпидстанцией. Ее муж – Распопов Федор Петрович – был инвалидом войны, служил танкистом, горел в танке, поэтому всю жизнь она его поддерживала по состоянию здоровья. У нее был единственный сын Саша. К сожалению, никого из них уже не осталось.
Вторым сыном Петра Алексеевича Вачугова был Владимир. Владимир Петрович и Виктор Васильевич (автор семейных воспоминаний, – прим. автора) были двоюродными братьями, они так парой и учились вместе в КАИ. Окончили авиационный институт, оба были конструкторами самолетов, летательных аппаратов. Виктора Васильевича направили сначала в Чехословакию, потом в Индию, затем он вернулся в Нижний Новгород. Владимира Петровича сразу распределили в Воронеж. Он был генеральным конструктором конструкторского бюро Воронежского авиационного завода. С этой должности он ушел на пенсию в свое время. В 2014 году его не стало, было ему тогда ровно 80 лет.
Третий сын – Борис Петрович – работал здесь, в Чистополе, на судоремонтном, потом – на часовом заводе. У него были золотые руки, что он только вытворял с металлом, все мог сделать.
А мой муж – Алексей Петрович – был младшим. Мы учились в одной группе в институте. Судьба так распорядилась, что он приехал в Елабугу учиться в педагогический институт. Они вдвоем с Юрой приехали (сын Василия Алексеевича, – прим. автора). И вот Юрий Васильевич и Алексей Петрович они так парочкой учились, парочкой жили, все вместе делали, советовались. Мы были в одной группе на физмате. Правда, потом педагогическая деятельность их не увлекла. Теперь от этого поколения уже никого не осталось».
Истоки
В предыдущих публикациях мы рассказывали о династии потомственных кожевенников Вачуговых, которые ведут свою родословную от крепостных графа Шереметева из села Богородское Нижегородской губернии. В конце XVIII в. мастеров-кожевенников Вачуговых перевезли в Казанскую губернию вместе с другими поселенцами, чтобы развивать на новом месте кожевенный промысел. В первой половине XIX в. несколько семей обосновались в уездном городе Чистополь, записавшись в городское сословие мещан. Со временем род разросся, и некоторые его представители стали зажиточными купцами-хлеботорговцами, владельцами собственного кожевенного производства. Другие же продолжили семейное ремесло в числе городских обывателей, передавая навыки шорного дела своим детям и внукам.
Все без исключения Вачуговы жили по канонам древлеправославной веры, являясь приверженцами известного в Чистополе согласия «по Кресту». Браки заключали, как правило, в среде своей общины, поэтому невест в основном брали из работящей старообрядческой деревни Мельничный Починок, что на правом берегу Камы. Род Вачуговых пересекается с чистопольскими мещанами Ларшиными, Шашиными, Кузнечиковыми, Вязьмиными и другими. Удалось установить, что у всех Вачуговых в XVIII в. был один прародитель по имени Иван. Его сыновья – Николай (купеческое сословие) и Семен (мещанская ветвь) стали основателями большого ремесленного клана.
Первым переехал на постоянное жительство в Чистополь внук Семена Ивановича – Иван Иванович Вачугов (23.08.1836-22.02.1912). Известно, что со второй половины XIX в. он проживал со своей семьей в первой части улицы Петропавловской или Первой Татарской (совр. улица Вахитова). Домовладение располагалось на месте бывшей городской бани по соседству с домами Безчастнова (угловой) и Житкова. Иван Иванович содержал большой шорный двор (семейное предприятие по выделке конской упряжи). После смерти главы семьи имущество и шорное дело унаследовали его сыновья Алексей и Иван.
Старший сын – Алексей Иванович Вачугов (1860-1935), получив свою долю наследства, переехал с семьей на улицу Канавную (совр. улица Нариманова). Незадолго до революции в 1917 году он купил добротный крытый тесом двухэтажный деревянный дом у солдатки Феклы Матвеевны Ивановой. Дом располагался на углу улиц Канавная и Александровская (совр. улиц Нариманова/Октябрьская), до сноса он значился под №49 по улице Нариманова. Алексей Иванович купил этот дом за 6000 рублей. Также он приобрел соседний участок по улице Александровской за 4000 рублей у мещанина Михаила Максимовича Иванова. При доме были разные хозяйственные строения, большой высокий амбар, который Вачугов сдавал в аренду купцам-хлеботорговцам, и пошивочная мастерская, в которой изготавливали на продажу конскую сбрую. Жили только на занятии шорным делом. В мастерской имелось около десятка швейных машинок и пять наемных рабочих.
У Алексея Ивановича Вачугова была большая семья. Первая супруга умерла рано, имя ее неизвестно. От этого брака родился сын Осип (Иосиф). Осип Алексеевич также освоил семейное ремесло, занимался шорным делом. Состоял в браке с Анной Дмитриевной Галкиной.
Продолжение следует
Юлия Гаврилова, старший научный сотрудник Музея истории города
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев