Названия улиц - живая память о прошлом
Значительная часть чистопольцев в своей жизни ежедневно сталкивается с названиями улиц и переулков, но не всегда они задумываются, что эти названия являются важной составляющей лица города, его истории.
Одними из первых, кто обратил на это внимание, были сотрудники предприятия «Квест», которое на прошлогодней встрече с заместителем главы муниципального образования «Город Чистополь» Михаилом Ксенофонтовым и руководителем городской прокуратуры Сергеем Егоровым выступили с предложением об участии жителей города в слушаниях о названии улиц посредством голосования.
На первый взгляд, может показаться, что проблем с наименованием улиц нет. Сегодня каждая застраиваемая улица получает название, которое выполняет не только адресную функцию, но и является важным компонентом картографии. Вместе с тем для исторического и туристического города, каким становится Чистополь, названия улиц, переулков, площадей и парков, именуемые в топонимике урбанонимами, должны быть тщательно продуманы и обоснованы. В этой связи определенный интерес представляет процесс складывания топонимики Чистополя.
Датой возникновения внутригородской топонимики можно считать 1796 год, когда Чистополь получил план, в основе которого лежала прямоугольная сетка улиц с кварталами, застроенными по периметру и внутри.
До этого времени сложившаяся застройка вдоль главной оси, речки Прость, была хаотичной. Причина тому не только отсутствие плана и сложность рельефа, но и процесс формирования городского населения, когда люди одного вероисповедания или одной профессии старались селиться обособленно. Это хорошо видно на плане Чистополя 1789 года, где постройки вдоль берегов рек Прость и Берняжка образуют узкие и кривые проулки с тупиками.
Часть такой хаотичной прибрежно-приовражной застройки конца XVIII века сохранилась до наших дней в нижней части улицы Демьяна Бедного (бывший переулок Узенький).
Реализация плана 1796 года вызвала большие затруднения, так как регулярная сетка была наложена на существующую хаотичную застройку, приходилось годами ждать, когда не вписываемые в сетку дома обветшают или сгорят. В 1829 году план Чистополя был пересмотрен губернской специальной комиссией с целью предания городу правильного вида и только потом утвержден императором Николаем I. С этого момента строительство велось строго по высочайше утвержденному регулярному плану или, как в то время писали, «конфирмованному» плану.
По мере застройки улиц им давали названия. В основу этой работы, по видимости, был положен сложившийся тип наименования улиц в других, более древних городах. Так, одна из первых застроенных улиц Чистополя получила название Екатерининская (ныне – К. Маркса). Названия городских объектов в честь Екатерины II были в большинстве городов России, так как инициатором административной реформы была императрица, подписавшая 7 ноября 1775 года Манифест «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Согласно манифесту состоялось открытие более 200 новых городов, до царствования Екатерины II в России их было 340. Также по примеру других городов многие улицы получали и церковные названия. Это Архангельская (ныне – Ленина), по нахождению на ней деревянной холодной церкви Архангела Михаила; Николаевская (ныне – Бебеля), в честь святителя Николая Чудотворца; Владимирская (ныне – Р. Люксембург); Петропавловская (ныне – Вахитова), в честь апостолов Петра и Павла, но для многих жителей города это была Первая Татарская улица; Монастырская (ныне – Пионерская), по нахождению на ней Успенского монастыря.
Явно прозрачны и названия улиц, возникшие благодаря факторам рельефа: Раскатова гора (ныне – Малая), Подгорная (ныне – Корнилова), Канавная (ныне – Нариманова), Нагорная; а также по ширине проезжей части – Широкая (ныне – Комсомольская), переулок Узенький (ныне – Д. Бедного). Сюда можно отнести и названия улиц, в которых отражается социальное положение: Дворянская (ныне – Льва Толстого), Солдатская (ныне – Чехова); занятия жителей – Кузнечная, Подгорно-Горшечная (ныне – Пролетарская), Заводская (ныне – Н. Ногина).
По своему функциональному назначению получили названия такие городские объекты, как Хлебная площадь, Сенная площадь, Хлебная пристань, Лесная пристань, Амбарная улица.
В названиях улиц города читается и административный подход. Свидетельством принадлежности Чистополя к Казанской губернии говорят названия улиц: Казанская (западная часть ныне ул. Л. Толстого) и Ново-Казанская (ныне – Энгельса). По-видимому, такая же мотивация была и при названии улиц в честь российских императоров и их родственников: Александровская (ныне – Октябрьская), Константиновская (ныне – Галактионова).
Особый интерес с точки зрения информативности представляют названия следующих улиц: «Полевая» (ныне – Гафури), «Колодезная» (ныне – Красноармейская) и «Староострожская» (ныне – Урицкого). Название «Полевая» свидетельствует о нахождении рядом полей, для защиты посевов от домашних животных на ней часто сооружался плетень, а «Колодезная» – о близком залегании водоносного слоя. Неслучайно еще в середине XIX века на ней был устроен колодец с механическим колесом. Название «Староострожская» подчеркивает наличие на ней в давности острога. Если учесть, что остроги, как правило, возводились за городской чертой, то граница Чистополя в начале XIX века проходила по улице Урицкого. Возможно, что это тот самый острог, который историк С.М. Шпилевский упоминает в своих работах как Жукотинский.
В начале ХХ века в губернских городах России начали осуществляться переименования улиц в память о выдающихся людях, и Чистополь стал первым уездным городом губернии, где одна из центральных улиц города – Дворянская – была переименована в улицу графа Льва Толстого.
Также в отличие от других уездных городов в Чистополе много улиц было названо в честь купцов-благотворителей: Журавлевская (ныне – западная часть улицы Бебеля), Маклаковская (ныне – восточная часть улицы Бебеля), Поляковская (ныне – Маринина), Челышевская (ныне – К. Либкнехта), Чукашевская (ныне – Маринина).
В этом перечне особый интерес представляют фамилии Маклакова, Челышева, Чукашева. Маклаков и Челышев не принадлежали к господствующей церкви и были старообрядцами. Согласно манифесту от 1 января 1807 года и Духовному регламенту «О мирских особах» старообрядцы были частично поражены в правах, номинация улиц в их честь вряд ли была бы возможной. По-видимому, улица Челышевская получила свое название после выхода 17 апреля 1905 года Манифеста о веротерпимости, а присвоение имени Маклаковская в первой четверти ХIХ века было возможным только в том случае, если Маклаков разделял взгляд старообрядцев-поповцев либо единоверческого согласия.
Георгий Лыков, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев