На фронт уходили чистопольские девчата
Говорят, у войны не женское лицо. Но героизм чистополок, сражавшихся в Великую Отечественную войну, опровергает это
В полдень 22 июня 1941 года жители Чистополя узнали страшную новость о нападении Германии на Советский Союз. Уже на следующий день в стране была объявлена мобилизация. На защиту Родины потянулись бесчисленные ряды призывников и добровольцев. Вместе с мужчинами на фронт уходили девушки и женщины.
Первыми на службу в Красную Армию заступили женщины-медработники. Повсеместно развертывались медикосанитарные батальоны, полевые подвижные госпитали, эвакогоспитали и санитарные эшелоны, в которые постоянно требовались квалифицированные медицинские кадры и добровольные помощницы.
Затем в ряды Красной Армии стали призывать связисток, телефонисток, радисток. Зенитные части были укомплектованы молодыми незамужними женщинами в возрасте от 18 до 25 лет. Стали формироваться женские авиационные полки. К 1943 году в Красной Армии служили в разное время от 2 до 2,5 миллиона девушек и женщин. Они освоили более 20 военных профессий.
ДОШЛА ДО БЕРЛИНА
Вспоминает чистополка, ветеран Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевна Бобошко: «С первых дней Великой Отечественной войны я оказалась в рядах действующей Красной Армии в качестве военного врача — начальника санитарной службы стрелкового батальона. Западный фронт. Окопы Подмосковья. Почти невидимые на горизонте землянки. Окрики часовых. С сумкой на плечах, в легком платье, в белой шляпке-панамке на голове и с „личным делом“ под мышкой явилась я в распоряжение командира части морской пехоты. Не дошла еще до штабной землянки, слышу: „Ребята, полундра!“.
Молодой солдат в полосатой тельняшке вышел из группы солдат в защитных гимнастерках, проводил меня задорным взглядом. „Она воевать вместе с нами будет! Только как бы шляпу не потеряла!“ — послышался вдогонку голос. Раздался смех.
Вскоре, облаченная в такую же гимнастерку, уже с пилоткой на голове, шагала я рядом с бойцами на линию боя, к огню.
…Ночь. Начало выступления назначено на двадцать четыре часа. Будет бой. Нужно отдохнуть, но нет сна. Надо подкрепить силы, поесть, но и пища позабыта. Наконец, начало боя. Зарево огня, грохот, стоны. Сквозь грохот боя расслышала чей-то знакомый голос: „Санитара! Доктора!“. Подползаю. На пожелтевшей сухой траве, в ложбине лежит раненый солдат в полосатой матросской тельняшке. Тот самый, что смехом встретил мое появление в батальонной семье.
Так в походах, сражениях, дошла я до самого Берлина. Победа еще до объявления чувствовалась в каждом слове солдатском, в каждом движении. Наконец, Берлин. Я ясно представляю себе сейчас его мрачные серые здания, перестрелку, дым, огонь, последние выстрелы агонизирующего врага, красное советское знамя, развевающееся над горящим рейхстагом. С группой солдат и офицеров я побывала в нем. Рушились балки, горели стены, а мы с большим чувством гордости за победившую Родину расписались на этих стенах, оставили там свои имена и фамилии.
До сих пор хранится в чемодане мой боевой костюм — единственная реликвия тех лет. На этом костюме 5 боевых наград. Было трудно, перенесла я ранение, но мы все-таки победили, и нет ничего радостнее сознавать, что в победе этой есть и твоя доля».
ВЫНЕСЛА С ПОЛЯ БОЯ 32 РАНЕНЫХ
Хочется рассказать о подвиге нашей соотечественницы Марии Михайловны Пашиной, санинструктора 870-го стрелкового полка 287-й стрелковой дивизии Брянского фронта. Информация о ней сохранилась только в документах, представленных на сайте «Подвиг народа».
С 18 марта по 12 июля 1943 года дивизия, в которой она сражалась, занимала оборону в районе Орлова-Котобы (г.Новосиль) на левом берегу реки Неругь. Участок обороны фронтом 30 км прикрывал одно из кратчайших, основных операционных направлений немцев на дальних подступах к Москве. Там шли кровопролитные бои.
В это время Мария являлась активной участницей боев, спасая жизни солдат. В бою с 8 по 11 марта 1943 года при наступлении на д. Красное поле Орловской области она оказала первую медицинскую помощь 200 раненым красноармейцам и командирам, вынесла с поля боя 32 раненых человека с оружием. При наступлении противника, несмотря на опасность окружения, Мария Пашина вынесла телефонный аппарат и подносила ленты к пулемету, из которого вел огонь по контратакующему противнику командир 2-го стрелкового батальона старший лейтенант Пастухов. Только по приказанию раненого в голову старшего лейтенанта Пастухова она оставила поле боя и вынесла раненного Пастухова, оказав ему первую медицинскую помощь. Мария Михайловна была награждена медалью «За отвагу».
СУТКАМИ НЕ ОТХОДИЛИ ОТ ОПЕРАЦИОННОГО СТОЛА
Молодые девочки, хрупкие создания, в любую погоду выносили с поля боя на себе мужчин, в два-три раза тяжелее их. Тащили под пулями солдата и его оружие (винтовку, автомат, пулемет), а с ним еще шинель, сапоги.
Медицинские работники, в основном женщины, разворачивали медсанчасти в прифронтовой полосе, принимали раненных. Вспоминает ветеран Мария Сергеевна Елисеева, в годы войны служила операционной сестрой: «Порой сутками не отходили от операционного стола. Иногда приходилось одеялами завешивать окна, чтобы сохранить тепло, руки от дезрастворов и низкой температуры у медработников покрывались цыпками. Случалось, и землянки рыть, чтобы разместить раненых, а летом медсанбат располагался в палатках…»
Немало различных эпизодов военной жизни хранит память Марии Сергеевны Елисеевой. Один из них произошел под Велижем. Дивизия стояла на формировании. Медперсонал нес дежурство, на операцию после ранения поступил лейтенант, у стола трое — хирург, операционная сестра и санитарка. Раненый под наркозом, все идет, как обычно. И вот еле различимый гул самолета, по звуку — немецкий. Решили не прерываться, авось, пронесет. Но враг заметил объект и сбросил бомбу. Взрывной волной оглушило хирурга. Тем временем лейтенант начал отходить от наркоза, а у него открытая рана. Первое, что сделала юная медсестра, наложила стерильную повязку. Как рассказывает Мария Сергеевна, в тот раз все обошлось, все оказались живы, а операцию медики вскоре благополучно завершили.
ВОКРУГ СУДНА БУШЕВАЛА ОГНЕННАЯ РЕКА
Тяжесть военных лет не обошла стороной фронтовую юность штурмана СТ-53 Антонины Яковлевны Кокориной. В 1942 году, окончив Пермский речной техникум, Антонина была направлена на санитарно-транспортное судно № 53. Этот бывший пассажирский пароход «Ленинград» на судоремонтном заводе Чистополя в начале войны переоборудовали в госпиталь.
Судно курсировало по Волге, Каме, Белой, Вятке. Перевозили раненых из Сталинграда, Поволжья — отовсюду, где шли бои. Доставляли их в Пермь, Соликамск и другие города, где размещались стационарные госпитали.
А. Я. Кокорина вспоминала: «Несмотря на Красный Крест, фашисты обстреливали и санитарно-транспортные судна. На глазах экипажа погиб пароход „Нижволгострой“. Однажды возле Камышина услышали крик женщины-бакенщика: „Остановитесь!“. Оказалось, что гитлеровцы сбросили мины прямо на судовой ход. Но Бог миловал, не подорвались. В Саратове, когда фашисты разбомбили нефтеналивные и бензиновые баки, вокруг судна бушевала настоящая огненная река.
В Сталинграде предстала нам страшная картина: ни одного уцелевшего здания, сплошные руины. Видели, как постепенно возвращались жители, выходя из подвалов».
Антонина Яковлевна награждена медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», орденом Отечественной войны II степени.
А сколько юных соотечественниц прошли дорогами войны зенитчицами, снайперами, рулевыми военных судов, летчицами и представительницами других военных профессий! Женщины, как и мужчины, носили кирзовые сапоги, тяжелые шинели, спали на снегу, гибли от вражеских снарядов.
После войны судьбы женщин-военнослужащих складывались по-разному. Вообще, тема послевоенной реабилитации очень сложная. Память о женском подвиге в годы войны долгое время была предана забвению. Сами женщины-фронтовички боялись говорить о военных буднях, хотя эти хрупкие создания внесли большой вклад в приближение Великой Победы.
Было много женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за нее жизнь. Они стали примером бесстрашия и героизма. Наверное, в них было заключено то, что фашисты называли «русской силой».
Наталья Бикмуллина, заведующая музеем истории города
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев