Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

Дома рассказывают: усадьба имама I Соборной мечети города Мухамметназипа Амирханова

В нашем городе много старинных домов, построенных несколько столетий назад. У каждого из них своя уникальная история… Рассказываем про усадьбу (дома №№ 109, 111 по улице Урицкого) и ее владельце – имаме I Соборной мечети города Мухамметназипе Хусаиновиче Амирханове.

Двухэтажный полукаменный дом был построен в конце XIX века.  В описи недвижимых имуществ от 1900 года указано, что фасад второго этажа имел обшивку из теса. С правой стороны к жилищу примыкали небольшие дощатые сени и крыльцо. Интерьер дома был довольно скромным – стены оштукатурены и оклеены обоями, пол и потолок покрашены. На первом этаже имелись одна комната, кухня и прихожая. На втором этаже – три комнаты и две прихожих.

Справа от дома располагались въездные ворота и обширный двор. Территория двора была разделена на две половины. В передней части построены баня, погреб, курятник и ссыпные бревенчатые амбары на стойках. Через амбары проходил сквозной проезд, за которым находились конюшня на два стойла, сеновал и хлев. Амбары в разное время арендовали татарские хлеботорговцы, так с 1899 года их занимал купец Салахутдин Вагапов с платой 10 рублей в месяц.

Так как семейство муллы было довольно многочисленным, в начале XX века территория усадьбы была расширена. Слева от основного дома был построен кирпичный флигель. Между основным домом и флигелем появились узорные арочные ворота, которые объединили жилые постройки в единый ансамбль.

Мухамметназип Хусаинович Амирханов (1859-1921) являлся зятем и преемником ишана I Соборной мечети Чистополя Мухаммадзакира ал-Чистави (Мухаметзакира Абдулвагаповича Мухаметкамалова). Имел звания имама, хатыба и мударриса, присвоенные ему Оренбургским мусульманским духовным собранием. До своего назначения в Чистополь Назип Амирханов исполнял обязанности муллы в мечети «Иске Таш» в. Казани. Будучи выходцем из старинной династии мусульманских священнослужителей, он продолжил в Чистополе лучшие традиции своей семьи, развернул широкую педагогическую и общественно-политическую деятельность. Он утвердил в приходе новометодное образование. По его инициативе в 1911 году было открыто новометодное женское медресе «Амирхания», по свидетельствам современников, пользовавшееся большим авторитетом. Там заведовала и преподавала его супруга Камилятенниса Амирханова.

Бесспорно, что в доме Амирхановых бывали многие выдающиеся татарские просветители, религиозные и общественные деятели: Гаяз Исхаки, Гариф Бадамшин, Ибрагим Камалов и другие. О регулярных приездах племянника – писателя Фатиха Амирхана в Чистополь пишет в своей книге «Фатих Амирхан» профессор И. З. Нуруллин:

«Почти каждое лето Зариф хазрет вместе со своей семьёй приезжал на пароходе в Чистополь в гости к своему младшему брату Мухамметнаджибу, который в то время был имамом прихода, возглавлял довольно большое Чистопольское медресе и был там старшим учителем. Это был человек, доставивший уйму хлопот государственным чиновникам. Он был одним из передовых общественных деятелей города, находился под негласным надзором царской охранки. В декабре 1906 г. Н. Амирханов был арестован за организацию собрания горожан в связи с подготовкой к выборам в Государственную думу».

По распоряжению чистопольского исправника Илевского в доме Мухамметназипа Амирханова были проведены обыски, в ходе которых обнаружены нелегального содержания прокламация и брошюра на татарском языке под названием «Полновластная Государственная Дума». На этом основании он был заключен в Чистопольскую уездную тюрьму.

Из протокола дознания следовало, что мулла Амирханов принадлежал к антиправительственной партии социал-революционеров, имел дружбу с Гарифом Бадамшиным и вместе с ним вел агитацию между татарами. Ему грозила 3-х летняя высылка в одну из северных губерний России под гласный надзор полиции. Однако, прокурор Казанского окружного суда не нашел достаточных оснований к возбуждению уголовного преследования, и Мухамметназип Амирханов был освобожден 13 февраля 1907 года. После освобождения имам-хатыб вернулся на духовную службу. Руководил приходом вплоть до своей кончины в 1921 году.

Юлия Гаврилова, старший научный сотрудник Музея истории города.

Фото из архивов Чистопольского музея-заповедника и Музея истории государственности Татарстана

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев