Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Начинается Великий пост

    18 марта начинается Великий пост. Продолжится он, как всегда, 48 дней и закончится праздником Пасхи, которая в этом году будет 5 мая.

    По церковным правилам, в этот пост полагается воздержание не только от мясной и молочной, но и от рыбной пищи. Кроме того, на первой и последней неделях следует исключить даже растительное масло.
    Прощайте от всего сердца
    Воскресный день накануне поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день верующие просят друг у друга прощения, по слову Христову: «Если не будете прощать друг другу, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Что это - форма, обычай, один из бесчисленных религиозных обрядов, совершив который, человек с чувством исполненного долга возвращается к прежнему? Вообще, что значит простить? В нашей повседневной жизни встречаются разные виды прощения. Бывает, что на какую-нибудь гадость, сделанную нам другим человеком, мы реагируем приблизительно так: «Ну что, в сущности, с него спрашивать? Он не заслуживает даже моей обиды, и потому я охотно прощаю его». Здесь, конечно, нет никакого прощения, но лишь чувство презрения, основанное на сознании своего нравственного превосходства, то есть на гордыне. И, конечно, не к такому прощению призывает нас Христос. Но иногда прощаем мы по-другому: «Я вас прощаю, - говорим мы тому, кто так или иначе обидел нас, - и ничего против вас не имею, но видеться и поддерживать с вами какие бы то ни было отношения больше не желаю». Но и это, конечно, не прощение, ибо вычеркнуть человека из собственной жизни («Вы для меня отныне не существуете!») сравнимо в духовном плане ни больше ни меньше как с убийством.
    Подлинное прощение неразрывно связано с любовью к ближнему. Но оно означает не то, что мы махнули рукой на чужие грехи и недостатки, а то, что мы не соглашаем­ся свести человека к его грешной видимости и верим, что зло и неправда не есть подлинная его сущность. Вот почему прощение несет в себе силу возрождения и обновления, вот почему оно возвышает и прощающего, и прощенного, вот почему в нем зажигается огонь новой и светлой жизни. Ибо прощение - это вера в непобедимость добра и света, это ставка на высокое и чистое в человеке, это призыв к себе самому и к другому подняться над тем, что стало, увы, «нормальным» состоянием нашего бытия. Да, истинное прощение - это попытка перемены себя и ближнего. Пост, который начинается сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом достичь этого изменения.
    Изменение нашей души, исправление, покаяние, восстановление наших отношений с Богом - вот глубинная сущность и цель поста. Воздержание же и ограничение в пище нужно рассматривать лишь как средство для ее достижения. Ибо, во-первых, отказ от тяжелой пищи обостряет ум, делает его более чувствительным для восприятия духовных реалий. Во-вторых, это акт самодисциплины, показывающий, что ты не раб, а господин самого себя. В-третьих, это акт послушания Церкви, акт смирения, отказа от самости, которая неразрывно связана с гордостью - началом всех грехов.
    Время работы над собой
    Пост не ограничивается одной лишь «пищевой» составляющей. В этот период положено также воздерживаться от суп­ружеских отношений, различных развлечений и излишних, ненужных забот. Пост - это время очищения души, покаяния, исправления, работы над собой. Именно в это время следует предпринять усилия по отказу от таких вредных привычек, как злоупотребление алкоголем, курение и скверно­словие. Правильно поступают те, кто на время поста отказывается от просмотра развлекательных телевизионных передач.
    Молитвенная подготовка к посту начинается за три недели. Сначала на богослужении мы слышим евангельскую притчу о мытаре и фарисее, которая учит нас смирению и трезвому взгляду на самого себя.
    Человек, который высоко думает о себе, хвалится перед Богом своими заслугами, своею мнимой праведностью, неприятен Ему. Молитва такого обречена остаться неуслышанной. Но чаще встречаются люди с прямо противоположным самоощущением. «Да на мне столько грехов, что уже не спастись, так что предпринимать что-либо бесполезно. Погибать - так погибать». Для исправления подобного образа мыслей Церковь предлагает притчу о блудном сыне, которая учит: сколько бы ни было на твоей душе грехов, опомниться и вернуться к Богу никогда не поздно. Господь как добрый отец с радостью примет любого кающегося грешника. За неделю до поста нашему вниманию предлагается притча о Страшном суде, который состоится в финале всей мировой истории, и на котором решится вечная участь каждого из нас. Цель нашей жизни на земле - достичь спасения, вечной жизни, к которой мы и призваны по Божию замыслу. Притча напоминает, что для этого нужно. Прежде всего, нужно быть человеком. По-человечески, с любовью относиться к ближнему. Не к абстрактному «всему человечеству», а к конкретному человеку, оказавшемуся в данную минуту рядом с тобой и нуждающемуся в твоей помощи. Господь в первую очередь спросит не о том, как мы постились и сколько молились, а накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, помогли ли больному. Канун самого поста, как уже было сказано, называется Прощеным воскресеньем. Вступать в поприще Великого поста мы должны не иначе, как простив всех своих ближних, на кого имели какую-либо обиду или неприязнь. Пост - жертва Богу. Но Он не примет от нас никакой жертвы и не простит нам грехи, если прежде мы не простим ближнему.
    «Истинный пост есть устранение от злых дел», - говорит святитель Василий Великий. А Иоанн Златоуст наставляет более подробно: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух. Всего нелепее было бы воздержаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от мяса воздерживаемся, а братьев наших угрызаем?»
    Нередки случаи, когда один из членов семьи готов соблюдать пост по всей строгости церковного устава, готов на те или иные лишения, например, не смотреть развлекательные передачи по телевизору, другие же пока к этому не готовы. Здесь необходимо помнить, что сохранять мир и любовь в семье гораздо важнее, нежели исполнять те или иные аскетические предписания. Недопустимо, чтобы ваше намерение соблюдать пост произвело в душе ваших ближних горький протест против Церкви, против христианского уклада жизни. Вам нужно каким-то образом прийти к общему знаменателю в этом вопросе.
    Поститесь с миром и не во вред здоровью
    Приступая к посту, необходимо понимать, что Бог не требует от нас невозможного, не требует, чтобы мы нанесли вред свое­му здоровью (которое, кстати, является даром Божиим). Человеку больному допускается послабление поста, смотря по его состоянию. Главное, чтобы это было по совести. Послабляется пост также беременным и кормящим женщинам. Часто бывает, что человек начинает регулярно посещать храм и жить духовной жизнью уже в зрелом возрасте. И если он никогда еще до этого не постился, пост может показаться тяжелым бременем. В этом случае можно приучать себя к нему постепенно.
    Итак, в деле поста нужна рассудительность. И тогда он принесет огромную пользу и душе, и телу. Дай нам Бог с пользой духовной провести этот самый важный пост, чтобы достойно встретить самый светлый праздник - Воскресение Христово.
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: