Лидия Кунгурова: «А мы верили в победу!»
Великая Отечественная война наложила свой тяжелый отпечаток на судьбы многих людей, не пощадив тех, кто в страшные годы был еще ребенком.
На плечи людей, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, легли совсем недетские испытания. Им приходилось наравне со взрослыми стоять за станками на заводах и фабриках, засеивать и обрабатывать поля.
В 1941 году Лидии Кунгуровой было 8 лет. В их семье было четверо детей. Когда отец ушел на фронт, воспитание четырех дочерей полностью легло на плечи их матери.
– Помню, как провожали на фронт отцов и братьев, как плакали наши матери и мы, дети, вместе с ними, – рассказывает Лидия Даниловна. – В эти годы нам приходилось трудиться на полях. Участвовали в уборке урожая, заготовке сена, собирали колоски, помогали взрослым. Мы верили в победу, с нетерпением ждали, когда закончится война, надеялись, что наши солдаты вернутся живыми и здоровыми.
Пока мама трудилась в колхозе, Лидия с сестрами успевали обработать вручную приусадебный участок в 25 соток. В основном сажали картофель и овощи. Для многих это было единственным шансом выжить. Их маме за работу платили зерном, которое перемалывали на мельнице, а затем пекли хлеб. Старались экономить, чтобы муки хватило до нового урожая.
Юная Лидия в любую погоду ходила в школу за 3 километра пешком. Посещали учебное заведение с сестрой по очереди, поскольку одежда и обувь была одна на двоих. Чтобы хоть как-то утолить чувство голода, которое практически не покидало, дети по дороге рвали съедобную траву и ели. Много горьких воспоминаний до сих пор терзают душу от тех суровых дней.
– Как-то в школе объявили, что будут собирать посылку на фронт для солдат. А мне нечего было положить в эту коробку, и я решила положить туда табак. Мы сажали его для продажи, чтобы на вырученные деньги купить мыло, спички, соль. Мама разрешила мне мелко нарезать и сушить его. Но у меня не было материала, чтобы сшить мешочек-кисет для табака. Я отрезала карман от папиного пальто, сделала мешочек и вложила его в посылку. Я мечтала, что, возможно, он попадет моему отцу, ведь от него давно не было писем, – со слезами вспоминает Лидия Даниловна.
Замученные тяжелым трудом, голодом и холодом, но не потерявшие надежду и веру в силу советских солдат, они все же дождались Победы. Радость победы омрачало то, что домой вернулись единицы, раненые, искалеченные в боях.
– Наш папа Данила Кириллович пропал без вести. Мама сильно плакала, что отец не вернулся, вместе с ней горевали и мы, – говорит Лидия Кунгурова.
Послевоенные годы тоже были нелегкими. Приходилось восстанавливать разрушенную войной страну. Семью Лидии Даниловны поджидала новая утрата.
– В 14 лет мы остались без мамы, она умерла в 1947 году. Старшей сестре Ане тогда было 23 года. Она воспитала нас, троих детей, дала образование, сама с большим трудом закончила педагогический институт. Но несмотря на все трудности, мы справились, – рассказывает Лидия Кунгурова.
В 1953 году она окончила химико-технологический техникум, работала химиком на спиртзаводе, а с 1963 года ответственную Лидию назначили заведующей лабораторией Чистопольскоголикеро-водочного завода. Вместе с супругом они воспитали трех дочек. После смерти мужа Лидия Кунгурова живет в окружении дочерей, шести внуков и шести правнуков.
Дети и внуки очень внимательны, всегда заботятся о своей маме и бабушке, радуют своими достижениями. Они гордятся, что у них сильная, трудолюбивая, заботливая мама и бабушка. Действительно, такую отзывчивую, милую, добродушную женщину невозможно не любить.
– Я люблю свою Родину, горжусь, что живу в России, несмотря на все трудности, что были в моей жизни. И сейчас я спокойна, что мои дети, внуки и правнуки живут в мирной и спокойной стране, – делится Лидия Даниловна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев