Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Валентина Бондарцова посвятила педагогике почти полвека

    Ее труд отмечен многочисленными наградами.

    Педагогика – это призвание и искусство. В этом убеждена Валентина Бондарцова, посвятившая 48 лет своей жизни обучению и воспитанию детей.

    Она начинала свою педагогическую деятельность с самых азов и уверенно поднималась по карьерной лестнице. Поэтому все тонкости в этой сфере ей знакомы не понаслышке. Во главе всего стояла большая любовь к детям.

    – С малых лет я мечтала быть учителем и артисткой. Эти две профессии сродни друг другу, потому что настоящий учитель – это артист. Приходя на урок к детям, педагог должен уметь привлечь к себе внимание учеников, не просто объяснить новую тему, а сделать все, чтобы это было интересным. Учитель в классе, как артист перед зрителями, должен уметь приковывать к себе взгляды учеников, – говорит Валентина Гавриловна.

    Валентина Бондарцова родилась и выросла в Чистополе. После окончания школы юная, но решительная девушка вместе с сестрой переехала в Казахстан, в молодой, развивающийся город Тимертау. В 17-летнем возрасте она устроилась на работу в детский сад младшим воспитателем (нянечкой).

    – После двух месяцев работы меня вызвала к себе заведующая, сказала: «Я наблюдаю за вами. Вы относитесь ко всем детям по-матерински, вы их любите». Она предложила мне работу воспитателя. Вскоре я поступила на заочное отделение в Саранское педагогическое училище, параллельно работала. Какие только занятия ни проводила с детьми! Всегда творила, была в центре внимания, было очень интересно. Однажды на моем открытом занятии сидели 68 человек! – вспоминает Валентина Гавриловна.

    На протяжении 12 лет она была воспитателем в детском саду, работала и в профтехучилище замполитом, преподавателем, даже была мастером в группе водителей.

    Однако целеустремленной, желающей постоянно развиваться, достигать новых вершин Валентине Бондарцовой этого было недостаточно. Она поступила заочно в педагогический университет в Караганде и одновременно работала.

    После окончания университета стала работать учителем. Молодому специалисту предложили взять экспериментальный класс и вести обучение детей с 6 лет до 11 класса. Сначала работала как учитель начальных классов, потом вела у них русский язык и литературу.

    – Я смогла довести моих детей только до 8 класса. В то время меня назначили главным специалистом в отдел по развитию национальных языков в местной администрации, – рассказывает Валентина Гавриловна.

    Прожив почти 30 лет в Казахстане, волею судьбы Валентина Бондарцова с семьей вернулась в родной Чистополь. Ее трудолюбие, умение выкладываться по полной ценило ее руководство в Казахстане. Поэтому глава района написал рекомендательное письмо главе Чистопольского района.

    В школе №16 Валентина Гавриловна проработала всего один год, но за это время показала себя как настоящий профессионал. Ее перевели в гимназию №1, где она была и учителем, и классным руководителем и заместителем директора по воспитательной работе.

    – Время, конечно, было нелегкое. Многое пришлось пережить: в первое время мы жили в съемной квартире, потом снимали дом, тетради проверяла на гладильной доске, – вспоминает Валентина Гавриловна.

    На очередном семинаре в гимназии Валентина Бондарцова давала открытый урок перед гостями, и ее вновь заметили. На следующий день пригласили в отдел образования, предложили стать директором гимназии №3.

    За короткое время под умелым руководством Валентины Гавриловны это учебное заведение стало одним из лучших в городе. Она смогла собрать сильный коллектив педагогов, которые давали ученикам фундаментальные знания.

    Труд Валентины Бондарцовой был оценен в администрации города, и ее назначили руководителем отдела образования. Через некоторое время она вернулась в гимназию №1, но уже в качестве директора.

    16 лет Валентина Гавриловна занимала эту должность и сумела вывести это образовательное учреждение на новый уровень: гимназия стала образцовой. Ученики ежегодно становились победителями и призерами олимпиад по различным предметам. С введением ЕГЭ выпускники стали получать высокие результаты. Некоторые набирали по 100 баллов по нескольким предметам. Количество родителей, желающих, чтобы их дети здесь учились, из года в год росло.

    Не могла не поинтересоваться у своей собеседницы, в чем же секрет такого успеха, как она набирала сильнейших педагогов, как ей удавалось сохранять престиж гимназии в течение долгих лет?

    – У меня свой подход к людям, своя методика. Я никогда не кричу, не стучу кулаком по столу, работаю индивидуально с каждым. Я никогда не обсуждала работу педагога при других, а вызывала к себе и в ходе спокойного разговора выясняла все обстоятельства. Конечно, как руководитель, старалась привлекать опытных, умелых педагогов. Со временем они сами стали тянуться в гимназию. Так мне удалось сколотить дружный коллектив, текучки не было.

    – Валентина Гавриловна, вы долгое время работали в системе советского образования. Насколько изменилась работа педагогов?

    – Сейчас педагоги после уроков сидят за компьютерами, не поднимая головы. Нынешние требования таковы, что невозможно успеть сделать все дела в школе, многие уносят работу домой. Хоть министры и говорят, что нужно уменьшать работу с бумагами, освободить учителя от лишней работы, на деле все остается без изменений. На личную жизнь у многих просто не остается времени, они практически целиком преданы педагогическому труду. Статус учителя сильно изменился. Если раньше звание учителя носили с гордостью, его уважали, ценили, то сейчас многие даже стесняются говорить, кем они работают. Изменились и ученики, и их родители. Многие стараются диктовать свои правила, обсуждают работу педагога, а в советское время такого даже представить не могли.

    – Несмотря на это, учителя продолжают давать детям твердые знания, вести внеклассную работу…

    – Это говорит об их профессионализме, отличном знании своего предмета. Я часто проводила среди учеников гимназии анонимное анкетирование, спрашивала, какие качества учителя для них важны. Многие отмечали в педагогах доброту, знание предмета, справедливость, чувство юмора. Конечно, дети не могут постоянно сосредоточенно сидеть на уроке, порой им хочется и похохотать. Поэтому учитель должен быть не только серьезным и монотонно объяснять урок, но и уметь отвести время на шутки, чтобы развеять обстановку. В этом и проявляется мастерство педагога, который делает все, чтобы дать хорошие знания своим ученикам.

    – У молодых специалистов есть такой же стержень?

    – К сожалению, для многих важна только заработная плата. А педагог, прежде всего, – созидатель. Поэтому сейчас ощущается острая нехватка молодых кадров.

    – Что самое главное в работе учителя?

    – Конечно же, любовь к детям, они ведь все чувствуют. Но нельзя забывать и о требовательности. Дети проверяют любого нового учителя, они замечают буквально все: что он требует, на что обращает меньше внимания, как одевается. Поэтому я советовала молодым педагогам одеваться красиво, чтобы дети смотрели на них с интересом. И на самом деле, практика показывала, что дети с восхищением смотрят на своих учителей в красивых нарядах и внимательно их слушают.

    – Вы долгие годы занимали руководящую должность. Что помогало вам в работе?

    – Я сама очень коммуникабельная, люблю людей, всегда иду им навстречу. И к каждому сотруднику находила свой подход, ведь где-то человека нужно убеждать разговорами, а порой и принять его кап­ризы. Я всегда стремилась к развитию, всегда хотела быть первой. Даже когда занимала вторые места, расстраивалась. Конечно, были и завистники, но я не злопамятная.

    Валентину Бондарцову отличало особое отношение не только к коллегам, но и ученикам и их родителям. Она знала не только каждого ученика в лицо, но и родителей. Каждое утро директор встречала учеников в гимназии, замечая их привычки. Она с улыбкой рассказывала мне о забавных случаях с учениками, непосредственности детей.

    Валентина Гавриловна преуспела в этой жизни не только как профессионал, но и сумела создать крепкую семью и воспитать детей достойными людьми. Ее супруг Виктор Михайлович долгие годы отдал работе в милиции, сейчас он подполковник в отставке.

    Старшая дочь Жанна Федичкина работает заместителем руководителя финансово-бюджетной палаты, младшая дочь Юлия Семагина – экономистом в Чистопольской ЦРБ. У Валентины Гавриловны три внучки, которые радуют ее своими успехами и достижениями.

     

     

    Реклама

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: