В Чистополе встречу в арткафе посвятили Владимиру Маяковскому
Участники литературного клуба рассуждали об интереснейшем персонаже нашей истории
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения поэта, художника, одного из крупнейших литераторов прошлого века Владимира Маяковского. В Мемориальном музее Бориса Пастернака состоялась литературная встреча, посвященная этой знаменательной дате. Впечатлениями о ней с нашими читателями делится известный в Чистополе краевед, фотограф, коллекционер Сергей Кронберг.
Как же мне нравятся литературные встречи в арткафе (сам недавно узнал, что этот зал так называется) Музея Пастернака. Вот если бы еще и кофе там можно было бы испить, счастью моему не было бы предела. Но, пока без кофе, 19 июля, в этом зале вспоминали нашего «агитатора, горлана и главаря», вспоминали Владимира Владимировича Маяковского. Именно в тот самый день, в который 130 лет назад родился будущий… поэт? Да, поэтом Маяковский состоялся. Художник? Художником Маяковский тоже состоялся бы, без сомнения, если бы решил посвятить себя живописи. Его наброски углем, дружеские шаржи, юношеские работы маслом ценили за незаурядную способность увидеть суть модели многие именитые художники. А плакаты, выпуск которых Маяковский поставил на поток в Окнах РОСТА? Драматург? Тоже да, вспомните его пьесы «Клоп», «Баня». Может быть, в тот день родился артист, ведь Владимир Маяковский успел сняться в нескольких «немых» картинах? Если бы ему было отпущено судьбой чуть больше времени, с его дикцией, талантом чтеца, ведь слушатели просто забывали обо всем, когда Маяковский читал свои стихи, в эпоху звукового кино Владимир Владимирович запомнился бы нам и как киноактер.
Кто же родился 19 июля 1893 года в городе Багдади Кутаисской губернии Российской империи? А родился тот, без кого начало XX века было немыслимо, тот, чья деятельность, несомненно, повлияла и на литературные круги, и на общественную жизнь молодой Страны Советов, родился тот, кого в 20-е годы прошлого века называли Первым поэтом страны. Но сегодня я не хотел бы говорить о Маяковском, просто потому, что рассказать о нем в небольшой статье невозможно в принципе, не стоит и свое и ваше время тратить. Но вот потратить время на вечер воспоминаний о Владимире Маяковском, да еще и проведенный в таком изысканном обществе — это с большим удовольствием.
Почему мне нравится слушать рассказы об интереснейших персонажах нашей истории именно в Музее Пастернака? Наверное, потому, что арткафе Музея Пастернака — лучший литературный клуб в нашем городе, может быть, и не только в нашем. Ведь его организовал и, не буду говорить сколько лет, проводит блестящий дуэт двух интеллектуалов, двух знатоков литературы и искусства, двух знатоков истории нашей страны — Любови Григорьевны Демченко и Рафаила Хамитовича Хисамова.
Привлекает здесь все — и великолепные выставки портретов, развешанных на стенах помещения к каждому заседанию клуба, как фотограф, каждый раз завидую качеству, и прекрасно оформленные, то средневековыми пистолетами, то образцами эпистолярного жанра витрины. Традиционная свеча зажжена возле портрета, негромко тикают ходики, в углу рабочий стол с выключенной настольной лампой, рядом, как бы в спешке, отодвинутый стул, на его спинке — коллекция галстуков: все работает на аудиторию, все здесь на своем месте, все создает незабываемую атмосферу встречи с поэтом. Даже столь разная манера рассказчиков вести беседу заставляет неотрывно следовать за повествованием, завораживает сменой ритма, сменой расстановки акцентов, импонирует и привлекает слушателей. Интеллигентность, мягкость формулировок, неспешный темп рассказа Любови Григорьевны о значении поэзии Маяковского, вдруг сменяется неожиданным заявлением Рафаила Хамитовича: «Никогда не любил поэзию Маяковского, замучили Маяковским еще в школе, вот с тех пор просто ненавижу!». «А что, так можно, значит ты не один такой? — оторопело думаешь ты. Но тут же выясняется, что как бы ты не относился к творчеству поэта Маяковского, не уважать гражданина Маяковского ты просто не имеешь права. Само время, время революций во всех сферах жизни, предопределило неординарные, порой эпатажные поступки живущих в эту эпоху людей. И такие личности как Владимир Маяковский и Лиля Брик, а она, несомненно, являлась личностью, даже не прячась в тень поэта, такие личности и определяли стиль жизни общества.
Инь и Янь, свет и тьма, и вот уже злой гений Владимира Маяковского — Лили Уриевна Каган из рассказа Рафаила Хамитовича — сменяется музой поэзии Лилей Брик, о которой с такой теплотой повествует Любовь Григорьевна. Неожиданным сюрпризом была в этот вечер и сама Лилия Юрьевна, забежавшая на огонек, правда в исполнении актрисы театра Ирины Пискуновой — Ирины Тякмаевой. Ирина прочла отрывки из воспоминаний Лилии Юрьевны Брик, конечно же, о Владимире Маяковском. И, конечно же, в зале звучала поэзия Маяковского в исполнении Любови Демченко и Ирины Тякмаевой.
Сколько бы ты не готовился к встрече, сколько бы не перечитывал разных статей, не поинтересовался мнением маститых искусствоведов (а я не люблю приходить на встречи неподготовленным, не зная предмет встречи), все равно изумляешься новым фактам, новым сведениям, новым трактовкам, новым взглядам и поворотам сюжетов в жизни героев.
Спасибо всем, кто подготовил и провел такую теплую, такую замечательную встречу с уникальным человеком, Поэтом и Гражданином Владимиром Маяковским. Было славно. Правильно сказала Любовь Григорьевна: „Поэзию мы можем не замечать, когда она есть, но если вдруг поэзия исчезнет, это будет замечено всеми“.
Фото: Сергей Кронберг
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев