Как судьба привела бармена в промышленные виноградари
И родные, и друзья отговаривали Айрата Ялалетдинова от идеи, но он все же заложил свой виноградник.
Виноград – новая культура, неизведанная, сложная для нашего климата. Но несмотря на все минусы – возвратные заморозки, град, проливные дожди и множество обработок – стремительно развивается.
На семинар виноградарей в Казань почетный сопредседатель ассоциации виноградарей Татарстана Леонтий Кирягин пригласил Айрата Ялалетдинова. Его история успеха дала присутствующим надежду на хорошее будущее.
Айрат родом из Чувашии, всю жизнь прожил в Ульяновске. Еще до переезда в Казань, работая барменом, уже задумывался о своем деле. В 2015 году у знакомых впервые увидел саженцы винограда, он заинтересовался этой культурой.
Как-то на глаза попалось объявление о продаже земель для сельхозназначения, ему вспомнились кусты винограда, и все закружилось. Айрат, недолго думая, поехал к знакомым в Ульяновск. На тот момент у них виноградом было засажено 1,5 гектара земли. Возникло много вопросов: сколько кустов приобрести, как правильно сажать и ухаживать? Он даже не знал, какого цвета должен быть навоз и что такое шпалера?
Приехав домой, начал изучать виноградарское дело, прочитал в Интернете много литературы. На тот момент этой культурой в Татарстане в промышленных масштабах никто не занимался. Сомнений было масса, ведь огород его никогда не привлекал, лишь в далеком детстве он копал картошку в деревне. В итоге, без практических знаний, спотыкаясь на своих ошибках, начал осваивать это нелегкое дело.
– Как все начиналось?
– В 2016 году в Камском Устье я купил 19 гектаров земли, начал активно закупать саженцы. Потратив около 1,7 миллиона рублей, я шел на огромный риск! В планах было посадить 1500 кустов винограда. Но оказалось, не все так просто. Такое количество ямок размером 80/80/80 выкопать вручную нереально. Я нанял рабочих и с их помощью нам удалось посадить лишь 650 саженцев на 60 сотках земли.
– Как семья отнеслась к вашему увлечению?
– Мама не верила в успех моего дела. Многие меня отговаривали. На то время и имеющийся у меня транспорт не был приспособлен ездить по полям. Но потом, видя мое рвение, родные пришли мне на помощь. Отец на первых порах очень помог, мы вдвоем закладывали ряды винограда. Моя девушка Катя поддерживала меня с начала основания виноградника, а в 2017 году мы поженились, и бизнес стал семейным. Сейчас подрастает сын Амир, и несмотря на то, что ему всего 3 года, он – главный дегустатор ягоды.
– Вам как-то помогло государство?
– В первый же год хотел подать документы на грант, обратился в Министерство сельского хозяйства, но там меня не поддержали, обосновав это тем, что культура здесь расти не будет. Говорили: «Не туда ты деньги вкладываешь!» Но я не унывал. В 2017 году вновь подал документы на грант, но проиграл. А в 2018 году победил и получил 1,5 миллиона рублей. Эти деньги помогли дальнейшей посадке виноградника. Купил трактор, и мы с отцом продолжили сажать виноград. Ямы мы уже не копали вручную, а бурили трактором, им же засыпали перегной и через определенное расстояние высаживали виноград. Дело пошло быстрее.
На третий год мне стало не хватать рабочих рук и единомышленников, ведь одному сложно тянуть бизнес. Я пригласил своего друга Ильдара. Вы бы знали, как я его только не уговаривал! Он не особо верил в успех моего предприятия, пока я не угостил его ягодами. С той поры он мой самый ярый помощник.
– Вы обрабатываете виноград от болезней?
– Мы выращиваем экологически чистый продукт, потому только через три года после посадки внесли минеральные удобрения. Одна недоверчивая клиентка, купив виноград, сделала экспертизу, проверив его нитратометром. Аппарат показал, что все в норме. Затем она приехала, приобрела коробку винограда и осталась очень довольна.
Виноград – капризная культура, обрабатываем его 4 раза за сезон. Но, когда ягода набирает вес и цвет, эту процедуру мы заканчиваем, чтобы в плодах не накапливались нитраты.
– С какой целью вы построили теплицы?
– Погодные условия в нашем климате непредсказуемые: возвратные заморозки, град, шквалистый ветер. На открытой территории защитить саженцы невозможно. Чтобы подстраховать свой бизнес, нам пришлось построить теплицы, выделив 1100 квадратных метров земли для выращивания саженцев. Это хоть какая-то гарантия остаться с прибылью. Со временем там провели отопление и автополив. Убедились в преимуществе выращивания культуры в тепличных условиях. В прошлом году построили зимние теплицы на 3 гектарах земли для выращивания винограда. Лоза в них растет в два раза быстрее, да и урожай с куста достигает до 50 кг.
– Есть ли у вас любимые сорта?
– Особо выделяю «Аркадию», «Киш-миш лучистый», «Гарольд», «Велес». Они непривередливы, крупные сочные ягоды с ароматным вкусом. Но время не стоит на месте, выводятся новые сорта. Я их приобретаю, наблюдаю за ростом перед тем, как предлагать клиентам. На сегодняшний день в коллекции около 100 столовых сортов.
– Как вы готовите лозы к зиме?
– Это самый трудоемкий процесс. Надо сделать обрезку, пригнуть лозы как можно ниже к земле. Первым делом укрываем столовые сорта, присыпая их землей, а затем технические – более устойчивые к морозам – соломой. Землей засыпать хлопотно. А куда было деваться? Агроволокно дорогое, а прибыль на то время виноград еще не приносил.
– Вы что-то изготавливаете из винограда?
– Как-то пробовали сделать вино из столового винограда. Сделали вывод, что идея создания небольшой винодельни имеет место быть. Стали закупать и высаживать винные сорта «Цитронный магарача», «Рислинг», «Бьянка», «Рубин». Но у них срок созревания более поздний и нужен особый уход, чтобы ягода набрала необходимое количество сахара.
Для производства вина нужен качественный продукт. На сегодняшний день растет 30 технических сортов. Пробовали выписывать и укоренять южные сорта, но они приживаются хуже местных, районированных.
Еще занялись выращиванием клубники и ежевики.
– Как вы реализуете продукцию?
– В сезон созревания ягод люди приезжают и прямо с поля покупают понравившиеся им грозди. Модельные агентства устраивают фотосессии на винограднике. В 2018 году впервые посетили виноградник туристы. Я провожу для них экскурсии, рассказываю об истории его создания. Так, потихоньку начал немного зарабатывать на туристах. Часть урожая продавали на поле, а излишки – на колхозном рынке в Казани.
Сейчас занимаемся проращиванием оставленных с осени черенков. Через месяц начнем продавать.
– Какие трудности встретились за эти годы?
– Первые три года летом я буквально жил в бытовке при винограднике, а на зиму переезжал работать в Казань. На заработанные деньги по весне закупил сетку-рабицу для забора, приборы для подвязки, столбы для шпалер, в общем все необходимое.
Денег катастрофически не хватало. Руки опускались. С вечера пятницы до воскресенья приходилось подрабатывать таксистом. А с понедельника продолжалась работа на винограднике.
Когда весной нежданно-негаданно нагрянули возвратные заморозки, мы очень переживали. А что делать? Пошли ночью с отцом раскладывать навоз вдоль виноградных шпалер. Он выделяет тепло и защищает растения. А поле большое. Успели часть обработать и пошли спать, понадеявшись на авось. Пронесло. Кусты не померзли.
– Не жалеете, что занялись этим нелегким делом?
– Нет, не жалею. Бизнес только начал развиваться, приносить прибыль. Много планов для реализации впереди.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев