Речной трамвайчик Чистополя и его капитан Александр Федосеев
Это славное судно, много лет знакомое чистопольцам, каждый год исправно выполняет рейсы до Красного Яра. А капитан его – Александр Иванович Федосеев, с которым мы беседуем о речной навигации и немного – о жизни
6 июля – день речника, а одно из главных определений Чистополя – это город на большой реке. Но хоть мы и на реке, а быть бы большинству из нас без возможности плавать по Каме, если б не было у нас в городе речного трамвайчика. Это славное судно, много лет знакомое чистопольцам, каждый год исправно выполняет рейсы до Красного Яра. А капитан его – Александр Иванович Федосеев, с которым мы беседуем о речной навигации и немного – о жизни.
– Александр Иванович, как проходит речной сезон 2025 года? Сколько у вас обычно пассажиров бывает?
– В минувшие выходные загрузили 42 человека. В прошлом году у нас был рекорд – 58 пассажиров, но учитывайте, что сейчас грибов пока немного. Основной костяк – где-то три десятка человек – ездят на Красный Яр, это не только дачники, некоторые и постоянно там живут. За счёт грибников, рыбаков набирается больше пятидесяти. Кто-то остаётся ночевать. Например, мы в субботу увезли туда 34 человека, а обратно везём девять. Остальные ночуют. Пассажировместимость трамвайчика – 90 человек. Так что если мы 50 человек посадили – это больше половины загрузили.
– Туристы-то ездят?
– В прошлом году ездила группа из пяти или шести человек с ночёвкой, ставили на берегу палаточки, но когда мы на следующий день в воскресенье пришли, они к нам сразу на сиденья и спать. Их комары съели там.
– Есть в этом году какие-то изменения? Где сейчас пристаёт трамвайчик?
– Всё так же ходим в среду, субботу, воскресенье, праздничные дни. Билет в этом году стоит чуть более ста рублей, прямо на трамвайчике приобретается, для детей и пенсионеров есть льготы. Сравните: если ехать на Красный Яр из Чистополя по мосту, через Алексеевское, –
это 155 километров, тем более от Шумбута грунтовая дорога. А здесь доезжаешь за 50-55 минут. В семь утра трамвайчик уходит из Чистополя, в пять вечера – с Красного Яра.
С 1 сентября будет уходить оттуда в 15:30, потому что сокращается световой день, а у нас посадка-высадка идёт с необорудованного берега. И народ категорически против того, чтобы делать посадку на пристани. На пристань ведь теперь на машине не заедешь, а люди возят на дачу и цемент, и бензокосилки, и велосипеды, и кадушки с заготовками всякие… Шкаф бабушка приобрела – его ей здесь сразу подняли молодые люди. Так что жители просят, чтобы посадка производилась возле речпорта, где магазин «Чайка». Ещё говорят: «Там, где раньше паром ходил».
– До какого же срока продолжается навигация?
– 13 октября мы в прошлом году закончили сезон. В этом году тоже будем стараться в октябре закончить. Пароход каждые пять лет должны поднимать на берег, проверять толщину металла на днище, и в этом году наша очередь.
– Пароходик-то старенький? Нового не обещают?
– Пароходик этот – 1966 года выпуска. На три года помладше меня. Московский судостроительный завод его выпускал. Новое судно, может, и будет – но это опять неудобство тем пассажирам, для которых мы в первую очередь работаем. Туда грузы – велосипеды, кадушки – не затащишь. Там маленький салон, как в автобусе, на 42 человека. Палубы открытой вообще нет. Правда, у того пароходика скорость 40 км час, его можно и до Мамадыша пустить, а у этого – 16. Но все говорят: давайте, трамвайчик ремонтируйте. И его можно ремонтировать. Надо только желание иметь и руки приложить. Мы сейчас крышу шлифуем. Там слоёв краски было с 1966 года! Туда и вода затекала, и всё... С запчастями сейчас, под управлением нашего уважаемого Романа Евгеньевича (от ред.: Р.Е.Лизалин, генеральный директор АО «Флот РТ»), проблем нет. Всё-таки он сам капитан, он это дело понимает.
– Вы сколько работаете на флоте?
– С 1984 года. 32 года я работал на больших туристических судах. Начинал на теплоходе «Вишера», двухпалубном. У нас же на Чистопольском судоремонтном заводе было 12 туристических теплоходов, из них два трёхпалубных и десять двухпалубных. Они зимовали в затоне, там было полторы тысячи работников. И пока это дело не развалили, я здесь работал. В 1996 году уехал в Москву на большой четырёхпалубный теплоход «Василий Суриков». Потом работал у Виктора Рыбина, лидера группы «Дюна», он пароход купил в Архангельской области, я ему этот пароход пригнал и потом ещё три года у него проработал. А потом за границу уехал, на яхте в Средиземном море капитанил: Ницца, Майорка, Корсика. С 2015 по 2018 год – в Сочи. А потом обратно в Чистополь вернулся.
– Чистополь лучше Сочи?
– Климат сочинский – упаси Господь там жить. Там осталось 13 процентов коренных сочинцев, они квартиры сдают и уезжают. Потому что жить невозможно. Зимы нет – пять месяцев осень. Минус два-три градуса – это уже трагедия, в 2016 году было минус одиннадцать – всё замёрзло, транспорт не ходит, все на летней резине, одни аварии. Летом – в тени 41 градус, пекло. А топит, когда вода по улицам идёт, – ни пройти, ни проехать. Вот у нас Чистополь – самый лучший город на свете. Это зелень, это природа, это Кама, люди не такие избалованные! Тихий провинциальный город. Жаль только, промышленность пищевую в городе загубили.
– И судоремонтный?
– Судоремонтный бы и не восстановили, потому что начался делёж между Татарстаном и Камским речным пароходством в Перми. Флот бы всё равно отсюда убрали. Платить огромные деньги за то, что пароход просто стоит у берега, никто не захочет.
– В какую погоду нельзя плавать на трамвайчике? В туман?
– В туман сто процентов нельзя плавать. Пассажирскому флоту вообще запрещено в тумане ходить. Если ветер силой более 17 метров с секунду – этот лёгкий алюминиевый трамвайчик становится неуправляемым. У нас сейчас по прогнозу каждый день: ветер северо-западный восемь-одиннадцать метров в секунду, усиление до 14-17. Но как только порывы 17-22 – всё, я никуда не хожу. И при волне метр пятьдесят высотой.
– В прежние года бывало ещё, что трамвайчик садился на мель…
– На заходе к Красному Яру сейчас стоят два буя чёрных и один красный. А до прошлого года их там не было. Хотя по закону они должны там быть. И ходили «на то дерево». И садились на мель. В прошлом году, прежде чем выйти в первый рейс, я полмесяца настаивал, чтобы поставили эти буи. И дожал: буи поставили, теперь у меня есть обозначенный судовой ход.
– Пассажиры-то довольны?
– Я у них в чате состою. На праздниках, когда мы внеурочно ходим, заранее пишу: барышни, собираемся, такого-то числа идёт трамвайчик! Они все: ура! В прошлом году по окончании навигации в министерство транспорта, и во «Флот Республики Татарстан» пришли благодарственные письма за нашу работу.
Я всю жизнь проработал с пассажирами, это у меня уже в крови. Если человек раньше кляузы писал – то теперь он заходит и рукой машет: привет! Пишут: пожалуйста, не вздумайте поменять экипаж.
– В чём же секрет общения с пассажирами?
– На первое место ставить интересы людей, а не личные амбиции. Всё, что дозволено правилами, пусть пассажиры делают. Конечно, распитие спиртных напитков или что-то огнеопасное запрещено. А так – мотористы старушкам руку подают, груз спускать помогают. И люди чувствуют отношение к себе.
– Трамвайчик – главное связующее звено между городом и Камой. Потому что если у людей нет лодки, то они на Каму выбраться не могут. Нет ли планов более широкого характера, туристического?
– Были уже такие разговоры, чтобы вывозить на ту сторону людей. Но у нас сейчас техническое состояние не позволяет. С этим пляжным рейсом можно на следующий день красноярского лишиться. Вот в мае в одну из суббот завис пусковой клапан на первом цилиндре. На ходу он не нужен, но чтобы в воскресенье выйти в рейс – нам же надо запуститься! И мы до двух часов ночи, руки по локоть в мазуте, чинили этот клапан. И не за деньги, потому что на нашу зарплату это не влияет, а потому что в воскресенье утром надо идти, ведь люди, которых мы в субботу на Красный Яр увезли и которые ночевать там остались, они же не знали, что мы на обратном пути сломаемся. Они же в воскресенье рассчитывают обратно приехать и в понедельник на работу выйти. И мы в два часа ночи всё-таки запустили. И домой-то ночевать не ходили. И с грязными носами, грязными ушами, но мы в рейс вышли, людей привезли, и до сих пор трамвайчик ходит-бегает.
Беседовала Татьяна Шабаева
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев