Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Коррупцию победит духовность

    В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава.

    Как подчеркивает Святейший Пат­риарх Кирилл, в основе коррупции лежит ложь: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. И тема коррупции ― тоже тема обмана. Нельзя победить коррупцию, не поставив при этом ложь вне нравственного закона общества». Анализируя различные прояв­ления коррупции, можно сделать вывод, что ее возникновение связано с формированием человеческого общества и особенно с образованием­ государства. Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериаль­ные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием.
    Для российских граждан тема коррупции имеет не менее тревожное звучание. Примеров так называемой бытовой коррупции «несть числа», но это только вершина айсберга. Ведь не стоит забывать и про деловую коррупцию (коммерческий подкуп - так называемые «откаты», участие в схемах по «нецелевому» расходованию бюджетных средств и так далее), и коррупцию политических кругов, силовых структур и судебной системы, совокупный негативный эффект от которых исчисляется огромными для российской экономики суммами - миллиардами и триллионами рублей. Коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь.
    Какие чувства и настроения будут царить в обществе, если опыт соприкосновения с коррупцией формирует у граждан комплекс беспомощности и беззащитности, убежденности, что за все нужно платить и все можно решить с помощью денег? Это в корне подрывает основы государства, дезинтегрирует общество, вызывает всеобщую социальную апатию, правовой нигилизм, недоверие к любому представителю власти. В результате этого нарастает социальная напряженность, особенно среди молодежи и так называемого «среднего класса» - экономически наиболее активной части российского общества.
    Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков среб­ролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними. И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: «…Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых». Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает­ об опасности стремления к обогащению как самоцели: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают­ людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
    Человеческие страсти любостяжания, сребролюбия и неправедного обогащения постепенно захватывают­ человека, заглушают голос его совести, уподобляя его ненасытному хищному зверю, жаждущему все большей добычи. Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют­, что поначалу приходится искать некие внутренние оправдания своим поступкам: «Мне государство недоплачивает за мой труд», «Я не в состоянии жить на эти деньги», «Я решаю вопросы для бизнеса и вправе рассчитывать на некую благодарность», «Я же никого не убиваю и не граблю». Рано или поздно эти внутренние установки превращаются в твердую позицию, и сам человек уже не сомневается в своей правоте.
    Но ничто не вечно в этой жизни, любые могущественные связи и прочные позиции в обществе оказывают­ся ненадежными, непоколебимая стабильность - обманом. Судьба таких людей незавидна - они либо избавляются от иллюзий на скамье подсудимых, либо бегут за границу, спасая себя и свои капиталы, либо всю жизнь решают вопросы собственной безопасности и сохраннос­ти активов. В своей деятельности, направленной на борьбу против этого социального зла, Церковь стремится взаимодействовать с государственными структурами и общественными объединениями, вспоминая слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас». Русская Православная Церковь руководствуется тем же принципом при сотрудничестве с международными организациями и с верующими других традиционных конфессий, поскольку коррупция, как я уже отмечал, присуща в той или иной степени любому обществу вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности.
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: