В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава.
Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, в основе коррупции лежит ложь: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. И тема коррупции ― тоже тема обмана. Нельзя победить коррупцию, не поставив при этом ложь вне нравственного закона общества». Анализируя различные проявления коррупции, можно сделать вывод, что ее возникновение связано с формированием человеческого общества и особенно с образованием государства. Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериальные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием.
Для российских граждан тема коррупции имеет не менее тревожное звучание. Примеров так называемой бытовой коррупции «несть числа», но это только вершина айсберга. Ведь не стоит забывать и про деловую коррупцию (коммерческий подкуп - так называемые «откаты», участие в схемах по «нецелевому» расходованию бюджетных средств и так далее), и коррупцию политических кругов, силовых структур и судебной системы, совокупный негативный эффект от которых исчисляется огромными для российской экономики суммами - миллиардами и триллионами рублей. Коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь.
Какие чувства и настроения будут царить в обществе, если опыт соприкосновения с коррупцией формирует у граждан комплекс беспомощности и беззащитности, убежденности, что за все нужно платить и все можно решить с помощью денег? Это в корне подрывает основы государства, дезинтегрирует общество, вызывает всеобщую социальную апатию, правовой нигилизм, недоверие к любому представителю власти. В результате этого нарастает социальная напряженность, особенно среди молодежи и так называемого «среднего класса» - экономически наиболее активной части российского общества.
Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними. И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: «…Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых». Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
Человеческие страсти любостяжания, сребролюбия и неправедного обогащения постепенно захватывают человека, заглушают голос его совести, уподобляя его ненасытному хищному зверю, жаждущему все большей добычи. Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют, что поначалу приходится искать некие внутренние оправдания своим поступкам: «Мне государство недоплачивает за мой труд», «Я не в состоянии жить на эти деньги», «Я решаю вопросы для бизнеса и вправе рассчитывать на некую благодарность», «Я же никого не убиваю и не граблю». Рано или поздно эти внутренние установки превращаются в твердую позицию, и сам человек уже не сомневается в своей правоте.
Но ничто не вечно в этой жизни, любые могущественные связи и прочные позиции в обществе оказываются ненадежными, непоколебимая стабильность - обманом. Судьба таких людей незавидна - они либо избавляются от иллюзий на скамье подсудимых, либо бегут за границу, спасая себя и свои капиталы, либо всю жизнь решают вопросы собственной безопасности и сохранности активов. В своей деятельности, направленной на борьбу против этого социального зла, Церковь стремится взаимодействовать с государственными структурами и общественными объединениями, вспоминая слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас». Русская Православная Церковь руководствуется тем же принципом при сотрудничестве с международными организациями и с верующими других традиционных конфессий, поскольку коррупция, как я уже отмечал, присуща в той или иной степени любому обществу вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности.
Нет комментариев