Закончилась очередная вахта Памяти-2012. Наш чистопольский поисковый отряд «Выстрел» в составе 13 человек вновь принял в ней активное участие. Экспедиция проходила под Волгоградом, в Городищенском районе, близ села Ерзовка. Для нас, поисковиков, эта вахта оказалась результативной.
Совместно с волгоградским отрядом «Волга» мы «подняли» 127 бойцов Красной Армии. Это является большой удачей, но становится грустно и больно от того, что за короткий срок, какие-то 2 недели, такое количество солдат! Все это говорит о масштабности беды, об огромных потерях и о том, сколько же еще по всей России без вести пропавших, ненайденных, не вернувшихся с войны.
У каждого поисковика есть мечта - найти смертный медальон. Это - уникальная возможность вернуть солдату имя. Такое бывает не часто. Еще тысячи погибших солдат лежат в полях и лесах незахороненными, считаясь пропавшими без вести. Медальон - маленький черный пластмассовый пенал, который был введен 15 марта 1941 года. В нем должен был находиться вкладыш из пергаментной бумаги в двух экземплярах. На них указывались фамилия, имя и отчество владельца, адрес его семьи и кого-то из близких родственников. В случае гибели солдата один забирался и отправлялся в штаб для оформления похоронки, а другой оставался при бойце, но очень часто медальон бывает пуст. К сожалению, среди солдат существовало тотальное суеверие: носишь при себе смертный медальон - будешь убитым. Поэтому многие солдаты их просто выбрасывали или не заполняли бланки-вкладыши.
На этой вахте мы нашли 4 медальона. Затаив дыхание, в полной тишине, прямо там, в поле, мы осторожно открывали их. Два были пусты. Разочарование, грусть, и мы вновь копаем, тихонько зачищаем, ищем в надежде найти и установить имя бойца… Нельзя описать словами наши чувства, когда медальон оказывался целым, когда мы видели в нем аккуратно свернутую бумажку. Вернется солдат домой!..
Первый медальон мы отправили на экспертизу в Казань, результат: младший лейтенант Степан Ефимович Меденников, 1920 года рождения, Молотовская (ныне Пермская) область, Цинский района. Мы вышли на родственников погибшего, удалось очень быстро установить связь с племянницей Степана Ефимовича - Анной Спиридоновной, проживающей по месту рождения бойца. Мы получили предоставленную Анной Спиридоновной информацию: «Степан Ефимович был младшим сыном в большой дружной семье. Мать рано умерла, и четверых младших детей - Спиридона, Федора, Анфису и Степана - воспитывала старшая сестра Матрена.
До призыва в армию Степан жениться не успел, а потом сразу война, фронт... Поэтому своих детей у Степана не было, а у братьев-сестер были. Сейчас живы две племянницы бойца, есть внучатые и правнучатые племянники. Родственники хотят забрать останки бойца и захоронить его на родине".
Второй медальон, который мы смогли прочитать, оказался, к сожалению, не целым, в нем было указано лишь имя родственников, то есть жены - Варвары Моничкиной, но по этим данным возможно установить имя бойца, во всяком случае мы очень на это надеемся. Найденный медальон означает начало нового этапа работы поисковиков - розыска родных погибшего воина.
За всю историю нашего отряда было найдено множество вещей. Все находки классифицируются как «личные вещи» и «опасное наследие войны». К личным вещам относятся каски, ложки, кружки, котелки, звездочки от пилоток, карандаши и другое.
Иногда эти находки позволяют установить сведения о погибших. В бою солдаты могли не заполнить смертный медальон, но подписать свою кружку нужно было обязательно, без нее никак, вдруг потеряешь?
С останками солдата был найден мундштук, на котором написано: "Прукин" либо "П.Рукин". Сейчас мы занимаемся установлением точных данных этого бойца. Котелок с двумя фамилиями: Лазарев и Ожгибесов. По фамилии Лазарев нам удалось найти данные по трем бойцам, которые могли погибнуть под Ерзовкой. Чтобы узнать, кто это, нам предстоит работа в архивах.
И еще один котелок, на нем было написано: «Байлюку ДАВ Старшина». Сначала мы подумали, что звание у бойца - старшина, фамилия - Байлюку, а ДАВ - это инициалы. Но потом появились сомнения, у нас возникли предположения, что "ДАВ" - это слово на украинском языке. Так и есть переводится с украинского как "дал". И тут же все стало понятно! «Байлюку дал старшина». Значит, фамилия бойца - Байлюк, а не Байлюку. Зайдя в ОБД Мемориал, мы нашли данные о солдате: Байлюк Александр Дмитриевич, 1923 года рождения, Челябинская область, Долматский район, село Пески, младший политрук, похоронен - село Ерзовка. Нашли бойца, установили имя…
Нам очень тяжело было уезжать с тех полей, где каждый квадратный метр пропитан болью, где повсюду все еще лежат бойцы, лежат и ждут, когда их вырвут из забвения… Теперь мы живем ожиданием осенней вахты, когда вновь соберем рюкзаки…
Нет комментариев