Георгий Лыков рассказал о том, как велись поиски нефти в Чистополе
Нефтеразведка в Татарии началась с Чистополя.
Нефть искали по газовым выделениям, по свечению, по растениям.
Кроме «Нефтеразведок», в поисках нефти участвовала и эвакуированная из Куйбышева Средне-Волжская экспедиция Московской специализированной союзной конторы по поиску нефти и газа «Нефтегазосъёмка». Специалисты экспедиции использовали геохимический метод, в основе которого была газовая съёмка, разработанная советским учёным В. А. Соколовым. Основоположник нового метода исходил из предположения, что, если есть в толще земли залежь нефти, то она, возможно, выделяет наружу поток углеводородов, который можно уловить химическими приборами. Вблизи залежи нефти количество выделяемых газов будет больше, чем вдали от неё. Дальнейшая практика применения нового метода в поисках нефти и газа подтвердила предположение учёного и получила право на существование.
В состав поисковой партии «Нефтегазосъёмки», по воспоминанию уважаемого педагога многих поколений чистопольских школьников Нины Борисовны Майзит, входили топографы, операторы и средне-технический персонал. Из-за мобилизации технических работников в состав поисковых партий были приглашены чистопольцы: учителя И.Сосунцова, М.Писарева и выпускники средней школы № 1, хорошо знавшие химию и математику, — Галя Цивилина, Маша Чупракова и Нина Тыртышкина (Майзит).
После окончания специального курса поисковая партия в 1943 году приступила к работе, где И.Сосунцова и Н.Майзит были топографами, а М.Чупракова — оператором. До осени топографы прокладывали две параллельные линии протяжённостью 90 км по четырём районам ТАССР и через каждые 250 м ставили колья. Затем бурильщики на месте установок кольев бурили ямы, куда оператор М.Чупракова опускала прибор и фиксировала пробу. Из-за отсутствия лаборатории в Чистополе пробы отправлялись в Куйбышев.
По причине перегруженности лаборатории в Куйбышеве было принято решение о создании её в Чистополе. Под размещение лаборатории был выделен первый этаж Дома крестьянина (интернат Литфонда уже отбыл в Москву).
Созданием лаборатории руководили приехавшая из Москвы инженер В. Н. Иванова и аналитик Е. М. Павлова. Вскоре инженеры М.Туркельтауб и О. В. Золотарёва в кратчайшие сроки собрали сложнейшую аппаратуру, привезённую из Москвы. По результатам конкурсного отбора на должности лаборантов были зачислены М.Шендер (инженер пищевой промышленности) и Н.Майзит.
С созданием лаборатории работа полевиков значительно ускорилась. Вскоре в пробах, поступивших из Шугурова, было отмечено большое содержание нефти. Все пробы были ещё раз перепроверены и отправлены в Москву в институт им. Губкина. После окончательного исследования поисковая партия была вызвана в Москву, где её участники были удостоены денежного вознаграждения. С переформированием поисковой партии Н. Б. Майзит попала в центральную лабораторию, возглавляемую Намашидзе, и до 1945 года продолжала работать в столице.
С эвакуацией в Чистополь «Татгеолтреста» и его структурного подразделения — центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ) — в последней трудился и чистополец В. Д. Авдеев, будущий доктор биологических наук, профессор. Ещё до начала войны они с группой товарищей Г.Самойловым, В.Бурёнкиным и Михайловым на велосипедах отправлялись в путешествие по Билярскому, Новошешминскому и Чистопольскому районам на поиски редких растений, характерных для так называемой, по определению биолога С. И. Коржинского, «каменистой степи», которую будущий учёный считал индикатором нефти.
Непосредственно во время работы в ЦНИЛ научные интересы В. Д. Авдеева находились на стыке биологии и геологии-палеоботаники. С этой целью он внимательно изучал вымершие растения в ископаемых остатках, обнаруженных в керне, которые могли бы описать жизнь в геологическом прошлом.
В ЦНИЛ трудилась и временно проживающая в Чистополе В. А. Флоровская, специалист по люминисцентно-битумологической съёмке, которая основана на способности нефти и других битумов светиться при облучении ультрафиолетом. Свечение наблюдается даже при очень незначительном количестве битумов. Непосредственно над залежью нефти верхние слои более обогащены битумами, а по мере удаления от центра месторождения содержание их снижается.
С открытием месторождения нефти в Шугурове «Татгеолтрест» в 1944 году начал переезжать в Бугульму и к 1945 году полностью завершил переезд.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев