Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

География работ чистопольских иконописцев расширяется с каждым годом не только в России, но и за рубежом

Их работы знают от Калининграда до Дальнего Востока.

 «Если ты считаешь, что достиг вершины совершенства, вне зависимости от того, чему ты себя посвятил, считай, твоя жизнь закончилась», – уверен Николай Бердников.

Николай родился в семье Валентины Александровны и Геннадия Николае­вича Бердниковых. Его отец обладал творческой натурой – был искусным резчиком по дереву. В семье бережно хранятся изделия, сотворенные его руками. А мастерскую украшают настольные часы в резном деревянном обрамлении, изготовленные отцом. Видимо, именно от него перешла к нашему герою тяга к дереву.

Школьные годы Коли пришлись на бурные 90-е. Мальчишка рос довольно активным, поэтому никому и в голову не приходило, что его судьба будет связана с христианской верой, а тем более с иконописью!..

Чтобы после окончания 11 классов средней школы № 16 Коля не свернул на скользкий путь, родители решили его отдать в Тюменское духовное училище. Благо, старший брат, будучи религиозным человеком, пообещал, что приглядит за младшим.

Закончив училище в 1999 году, Коля заинтересовался иконописью и поступил в январе 2000 года в известную иконописную школу в Дубне, что в Подмосковье. Успешно пройдя за полгода программу целого курса, он в сентябре перешел на второй.

– Времена были далеко не простые, – вспоминает Николай. – Приходилось сочетать учебу с практикой. Будучи студентом иконописной школы, стал принимать участие в реставрационных и иконописных работах в храмах Петербурга.

В иконописной школе Николай получил необходимые знания по истории христианского искусства, иконографии, иконоведению. А с 2002 года он начал работать самостоятельно. Вот когда он столкнулся с первыми трудностями!

– Друзья и знакомые были уверены, что я не выдержу, сломаюсь под тяжестью бытовых проблем, – делится наш герой. – Но с Божьей помощью я все трудности преодолел. Со мной уже была моя вторая половинка – Ирина. За многое я ей сегодня очень благодарен.

Молодая семья обосновалась в городе Туринск Свердловской области. Именно там у Бердниковых появился свой дом. Они обустроили неплохую иконописную мастерскую, начали было вставать на ноги…

– Местным властям, видимо, не очень понравилась моя активность и самостоятельность, – признается Николай. – И мы вынуждены были все бросить и вернуться в Чистополь. Взяли в аренду помещение на первом этаже бизнес-инкубатора. Вот тогда и начался самый бурный, как мне тогда казалось, этап нашей жизни.

Постепенно стали налаживаться связи, увеличивался круг общения. Но главное – у мастерской «ТИП-Икон» появились свои почитатели, число которых становилось с каждым месяцем все больше. О работах чистопольских иконописцев узнали не только в Татарстане, но и в России.

География деятельности наших мастеров стала расширяться. Иконописная мастерская «ТИП-Икон» – «Традиционное изготовление православных икон» – превратилась в союз мастеров разного профиля, но близких по духу, которых объединило желание трудиться на благо церкви и каждого христианина, сохраняя не только зримые каноны в изготовлении икон, но и весь технологический процесс.

– В иконописи нет ничего второстепенного. Здесь все главное: и древесина, и лаки, и краски, – утверждает­ Николай. – Конечно, рука мастера играет решающую роль, но то, из чего икона делается, является основой. Например, мы используем только темперную краску, которая состоит из природных минеральных компонентов. Она замешивается на яичном желтке с добавлением воды, пива или белого вина.

Из рассказа Николая мы узнали, что, оказывается, были времена, когда церковь, отступая от вековых традиций, использовала иконы, расписанные маслом. Например, так произошло в XIX веке при возведении Храма Христа Спасителя в Москве, а потом и во многих церквях по всей стране, последовавших примеру главного храма. Тогда закрашивали старые иконы масляными красками, даже Рублевские не пожалели. Сейчас иконописцы вернулись к прежним традициям, рецептам приготовления красок для работы.

Самое бурное время для семьи началось во время строительства нового офиса. Присмотрел Николай строение в городской черте, которое лишь напоминало какие-то гаражи, нежели мастерскую. Много сил и времени отняло у нашего героя это строительство. Ко всем хлопотам прибавились и ограничения, связанные с пандемией, а затем сыграли свою роль санкции, объявленные западными странами России. Но сложности, которые преодолевал Николай со своей семьей, только укрепили в уверенности правоты своего дела.

К этому времени у Бердниковых уже росли три сына – Серафим, Тимофей и Геннадий, да «лампочка» – дочка Варвара. Именно так ее называет горячо любящий отец. Стоило из-за кого преодолевать все трудности.

А относительно недавно «ТИП-Икон» справила новоселье. Теперь у мастеров солидная мастерская, а на месте некогда стоявшего в запустении гаража появился исполненный в скандинавском стиле большой дом. В нем есть все: и столярная мастерская, и сушилка, и просторная комната для художниц, и необходимые рабочие кабинеты. Как признается Николай Берд­ников, теперь настало время творить с удвоенной силой. Благо, для этого созданы необходимые условия.

С каждым годом растет число почитателей чистопольских иконописцев. И однажды обратившись за помощью именно к ним, они уже не изменяют мастерам. Сегодня их работы знают буквально по всей России – от Калининграда до Дальнего Востока. Иконы, выполненные их руками, служат православным христианам даже в США, Канаде, Испании. Во время нашего визита в художественной мастерской находились иконы, приготовленные для крымского города Алушта.

– Мы начали сотрудничать с Луганском еще до начала специальной воен­ной операции, – рассказывает Николай. – А в Крыму занимались рос­писью четырех храмов.

Роспись храмов – это целое направление работы чистопольских иконописцев. Расписанные ими храмы находятся в самых разных уголках России. Ценят старания наших мастеров.

– Монументальная живопись – это важная часть нашего служения церкви и христианству, – подчеркивает Николай. – На данный момент мы работаем над росписью храма, построенного аж в XVI веке, который находится в Галиче Костромской области. А ведь было время, когда именно этот город в течение двух лет был столицей Руси. Мы откликнулись на просьбу епископа Галичского Алексия, работа продолжается уже год. Планируем ее завершить к августу.

Николай признается, что стремление совершенствоваться в мастерстве, постоянно расти в профессиональном плане – это неизменная необходимость для каждого, кто трудится сегодня в мастерской. Без этого дело просто встанет! Они находятся в ежедневном поиске: участвуют в различных встречах иконописцев, обмениваются опытом, перенимают все лучшее, что им обязательно пригодится в трудах праведных.

– Если ты вдруг начинаешь думать, что достиг пика своей работы, считай, делу твоему пришел конец! – утверждает­ наш герой. – Только глубоко верующий, то есть, воцерковленный человек может заниматься иконописью. Иначе все твои труды будут напрасными, невостребованными. А ведь главная наша цель – приносить посильную пользу церкви и христианам. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех православных с наступлением Великого поста и предстоящим праздником Пасхи. Желаю всем нам, а также представителям других конфессий, только мира и благоденствия, – завершает нашу встречу Николай.

А мы, в свою очередь, благодарим его за гостеприимство и подробное путешествие в удивительный мир высокой духовности и праведности.

 

 

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев