Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Деревне Байтеряково – 400 лет. Как сложится ее судьба на пятом веке своего существования, никто не знает

    На левом берегу речки Б.Бахты, при ее впадении в Куйбышевское водохранилище, раскинулась небольшая деревня Байтеряково.

    Местность, где расположено селение довольно примечательное. Здесь заканчивается редкая для Западного Закамья асимметрия берегов Б.Бахты и правый берег, который на всем протяжении довольно высокий и крутой, становится пологим, как левый. С восточной стороны от деревни находится песчаная дюна, являющаяся остатком древнего Акчагыльского бассейна, а с западной протекает река Шентала. Такие природно-географические условия всегда были пригодны для жизни людей. Не случайно в 1967 году археолог А.Х.Халиков рядом с деревней на мысу между речек Бахта и Шентала обнаружил древнюю стоянку человека с характерной для неолита керамикой, а в 1984 году археолог Р.СГабяшев выявил рядом фоссилизованные кости и патинизированные кремневые пластины.

    Но не только географическое положение деревни представляет определенный интерес. История Байтеряково неразрывно связана с появлением первых населенных пунктов нашего района после падения Казанского ханства. Исследователь истории сельских поселений Западного Закамья Р.Г.Насыров на основе выявленных источников из Российского государственного архива древних актов, Российского государственного военно-исторического архива и Национального архива РТ отмечает, что Байтеряково является первым ясачным поселением в Западном Закамье, образованным с ведома правительственных органов. Произошло это событие в 1617 году на месте «пустошь Анатвари». Население его составляли «новокрещенные» татары. По всей видимости, возникновение поселения в Закамье связано с появлением Грамоты царя Федора Ивановича от 18 июля 1593 года о запрещении «новокрещенным» татарам жить с некрещеными вместе. Именно к этому времени относится и построение в Казани Новокрещенной слободы с церковью, куда переселялись «новокрещены» из ближайших деревень уезда.

    Что касается новокряшен Байтеряково, то, по всей видимости, они выселились из одноименного села Байтеряково, существовавшего еще в период Казанского ханства и находящегося недалеко от правобережья реки Камы. Жители нового поселения сильно рисковали, так как на протяжении многих лет закамские земли привлекали и нагайцев, и калмыков, и башкир, но рядом, на противоположном берегу, находилось дворцовое село Рыбная Слобода, имеющее 1 пищаль затинную и 4 пушки чугунные, где в случае опасности можно было найти убежище.

    С возникновением селения Байтеряково необходимо отметить еще одну важную деталь. Оно было образовано на месте пустошей, которые во второй половине XVI века являлись участками заброшенной пашни или бывшего поселения. Таких пустошей в начале XVII века в границах нашего района было четыре. Это «пустошь Анатвари», «пустошь меж Бахты и Шенталы речек», «пустошь Кринка» и «пустошь на речке Четырчи в степи». Все они находились вблизи левобережья реки Кама, и вероятнее всего их основателями было татарское население правобережья. По мнению Р.Г.Насырова, запустение их произошло в период 1552-1557гг. после походов карательной экспедиции правительственных войск.

    Реклама

    В XVII и XVIII веках жители Байтеряково в полной мере испытали на себе все горестные последствия вызванного религиозными преследованиями, повышением прямых и косвенных налогов, многочисленными набегами вооруженных отрядов ногайцев, калмыков и башкир. Все это вызывало бесконечные миграции населения. Так, перед первой подушной переписью в 1718 году, боясь увеличения податных тягостей, из 92 жителей деревни в бегах находилось 69 человек. Такая тенденция была характерной и для других поселений. Среднее количество человек, находящихся в бегах из ясачных селений прибрежной зоны Закамья, составляло 77 процентов. По этой причине длительное время все ясачные поселения оставались малонаселенными. В Байтеряково в 1782 году проживало всего 25 ревизских душ крещеных татар, а в 1859 году в 48 дворах числилось 138 душ мужского пола и 158 - женского.

    С отменой в 1861 году крепостного права крещеные татары стали массово возвращаться в ислам. Таких насчитывалось50 человек, из них 24 мужчины и 26 женщин. По сведениям православного миссионера Е.А.Малова, в 1866 году в Кубасском приходе из Байтеряково числилось всего 6 новокряшен. В эти же годы в деревне стали проживать и русские, а в 1870 году их уже насчитывалось 158 человек.

    Невзирая на все невзгоды, Байтеряково продолжало существовать. Это можно проследить и на примере обучения детей первоначальной грамоте. С открытием в 1849 году в селе Кубассы народного начального училища в числе 68 учеников двое были из Байтеряково. В 1867 году начальное училище стало земским приходским училищем. Наставник - священник Яков Виноградов. Согласно отчету Чистопольского уездного училищного Совета, на 1 октября 1867 ода в училище числилось 40 мальчиков. Проводивший осмотр училища мировой посредник отметил малое число учеников, и в качестве доказательства он приводит такие данные: в Кубассах насчитывается 415 душ мужского пола, в Березовке - 172, в Байтеряково - 77, из чего следует, что из 17 душ мужского пола обучается только 1 ученик. С постройкой в 11897 году собственного здания училища в Байтеряково образование для детей стало доступнее. Училище было русско-татарское, одноклассное, смешанное. В 1900-1911 годах в училище работал Иван Антонов, в 1911-1918 годах - Ольга Степановна Мясникова, с 1918 года - Мария Васильевна Нохратская. Все учителя имели специальное образование. Учеников в 1900 году было 26 мальчиков, в 1912-м - 30 мальчиков, 5 девочек, в 1914-м - 33 м., 9 д., в 1915-м - 32 м., 13 д., в 1916-м - 28 м., 14 д., в 1920 году - 19 м., 14 д.

    В советский период в деревне был образован колхоз, существовали животноводческие фермы, на многочисленных пойменных лугах заготавливали сено. С создание Куйбышевского водохранилища вода подошла вплотную к деревне, луга были затоплены, мост через речку Шентала, соединяющий деревню с селом Остолопово разрушен, другой мост через реку Б.Бахта чуть ли не каждый год после половодья требовал ремонта. Но и после возведения железобетонного моста деревня не получила должного импульса для своего развития. Сегодня здесь не видно ни прохожих, ни проезжих. Как сложится ее судьба на пятом веке своего существования, никто не знает…

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: