В истории регионального отделения Русского географического общества в РТ и для участников молодежного подводного научно-исследовательского отряда имени А.Леонова состоялось грандиозное по своему масштабу событие.
21 сентября татарстанские дайверы под руководством председателя РГО в республике Дмитрия Шиллера отправились в экспедицию на Каспийское море. В ней приняли участие около 20 человек из России, Украины и Казахстана. В состав экспедиции входили руководитель молодежной комиссии РГО в РТ Сергей Салеев и юный спортсмен, получивший в этом году степень самого молодого инструктора-дайвера в республике, капитан молодежного подводного научно-исследовательского отряда Валерий Салеев. Члены экспедиции - профессиональные дайверы, высококлассные исследователи. Они имеют большой опыт погружения в самых дальних точках планеты.
Главной целью участников экспедиции было обнаружить суда Петра I, затонувшие во время Персидского похода, зафиксировать их местоположение.
В 2018 году исполнится 300 лет с момента подписания Петром I Указа об учреждении Казанского адмиралтейства. Именно здесь построили флот для знаменитого похода, во время которого Петр I дошел до Дербента. Тогда часть кораблей встала у города, а часть - у реки Рубас, но, к сожалению, прошел сильнейший шторм, и флот затонул.
До этой знаменательной даты члены РГО в Татарстане планируют провести цикл исследований на Каспийском море. Как отмечает Дмитрий Шиллер, во время первой поездки аквалангисты осмотрят «площадку».
До этого были другие экспедиции на Каспийское море, но они не смогли точно определить места залегания кораблей. Благодаря изучению добытых тогда находок стали известны предполагаемые места затопления флота.
- В 90-е годы русско-американские исследования позволили определить одно из предполагаемых мест залегания кораблей, - рассказывает Дмитрий Августович. - Но тогда не было ни техники, ни опытной команды.
Профессиональная техника и опытная команда позволили подводному отряду РГО исследовать этот участок основательнее.
Ранее никому не удавалось зафиксировать место затопления кораблей с помощью фото- и видеосъемок. В распоряжении отряда находится 3D-сканер - своего рода планшет, который с помощью спускаемого под воду датчика перерабатывает полученный с него сигнал и передает изображение в 3D-формате для дальнейшего научного изучения.
Для реализации поисковой цели члены отряда установили автономный экспедиционный лагерь на берегу Каспийского моря. С начала работы были определены две точки: возле крепости Дербент и рядом с рекой Рубас. Исследования проводились в течение двух недель. Судно-разведчик выходило в море, с его помощью были выявлены точки, представляющие интерес для исследования. Эти точки были привязаны к GPS-приемникам, что позволило отряду иметь четкие координаты для погружения под воду.
- Каспийское море очень неспокойно: волна поднимается быстро и резко. Поэтому погружения требовали от нас особой подготовленности. В ходе экспедиции было определено, что одна лодка будет работать на поиск, а вторая - на десантирование аквалангистов. Хотя наш отряд специализируется на более глубоких и холодных погружениях, перед нами стояла исключительно исследовательская задача, поэтому 30 метров - это максимальная глубина, на которую спускались аквалангисты, - рассказывает руководитель лагеря Сергей Салеев. - Они погружались в воду с 4 до 8 часов утра, в остальное время проводился поиск точек затопления кораблей. Исходя из этого был выстроен специальный режим жизни лагеря и график работ.
Как отметил Валерий Салеев, во время погружений в море мешала плохая видимость, осложнял ход исследований трудный заход в воду.
Но и в этих непростых условиях исследователи, отправившиеся на поиски затонувшей в Каспийском море флотилии Петра I, уже в первые дни экспедиции могли похвастаться находками. Им удалось поднять со дна похожий на якорь предмет и полый цилиндр, возможно, являющийся частью корабельного орудия. Якорь был найден в акватории близ Дербента на глубине 10 метров. По словам аквалангистов, он имеет внушительные размеры и зарос ракушками. Установить точный возраст находки пока не удалось. Опытный дайвер Жан Ахметзянов, обнаруживший якорь вместе с Владимиром Алимпиевым, рассказал:
- Когда я наткнулся на него, сразу понял, что эта штука рукотворная. Стали сбивать с нее ракушки, чтобы понять - камень это или металл. Выяснилось, что это металл, что-то основательное, большое и явно корабельное.
Одна из миссий этой и будущих экспедиций РГО - создать в Казани в рамках программы восстановления Адмиралтейской слободы музей находок, собранных с мест затопления Петровской флотилии. И, несомненно, каждая экспедиция отряда приближает к этой цели, имеющей важное историческое значение.
Нет комментариев