Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Чистопольский бард посвятил свою жизнь музыке

    Сегодня нашим героем стал Тагир Мухаметов, автор-исполнитель, неоднократный победитель и лауреат всероссийских и республиканских фестивалей и конкурсов.

    Без его музыки, которой он посвятил свою жизнь, не обходится ни одно культурное мероприятие нашего города. В песнях Тагира Мухаметова – вся его душа, красивая, мудрая, сильная, делящаяся с другими тем, что дорого, о чем невозможно молчать. Его песни о маленьком уездном городе, жизни в провинции, любви, природе, самых простых человеческих радостях. Слушаешь и ощущаешь, как песни вызывают в тебе стремление искать, идти вперед, становиться лучше…

    Любовь к музыке прос­нулась в нем в раннем детстве, в стенах детского сада №22. 

    – Наши воспитатели – Нина Пет­ровна и Валентина Игнатьевна – прививали нам любовь к театру, хореографии, прикладному делу, музыке. Мы пели, изучали танцы народов мира, играли на музыкальных инструментах. Металлофон, дудка, бубен и маленький аккордеон – мои первые инструменты. Затем была школа и долгий перерыв в музыкальной карьере, – рассказывает Тагир Габдуллович. – В 80-х годах в городе, как и в стране, наблюдался наплыв ВИА. В каждом клубе, в каждой школе играли самодельные колонки, усилители «У 100», «Радуга», клавиши «Юность», гитары «Урал», в лучшем случае «Musima». В 8 классе одноклассни­ки позвали меня в качестве басиста в группу «Резонанс». Опыт отсутствовал, слух и чувство ритма пригодились. Группа базировалась в клубе швейной фаб­рики, руководил составом Александр Порошенко. Помню нашу первую песню «Поворот» из репертуара группы «Машина времени». Мы перепевали известные хиты того времени, пытались делать что-то свое. Раз в год в Доме культуры проходил конкурс ВИА, который собирал всю местную музыкальную братию: группы «Вариант», «Синева», «Резонанс» и множество других. Три года репетиций, выступлений – счастливое время…

    В 1984 году Тагира Мухаметова призвали в армию. Два года службы, снова перерыв в творчестве, лишь в 1988 году он со своими товарищами организовал сначала трио, а затем квартет «Камертон». В том же году впервые попали на респуб­ликанский фестиваль авторской песни. Тогда произошло первое знакомство с жанром, впервые стали лауреатами.

    Первые песни в жанре «Самодеятельная песня» появились где-то в 1990 году, и в то же время вполне удачно были представлены на фестивалях. В Казани проходили замечательные фестивали «Айша», «Ильинка», региональный этап Всесоюзного фестиваля авторской песни. Летом близ станции «Васильево» на Волге располагался лагерь-остров «Буян», куда съезжались известные барды. В ряды казанского клуба «Апрель» входило 1500 человек. Председателем клуба являлся Стас Аршинов. В то время шутили: «Апрель без Стаса, как суп без мяса», – рассказывает Тагир Габдуллович. – «Апрель» являлся вторым клубом по старшинству после ленинградского, Казань можно назвать Меккой жанра в регионе. Муравьев, Бальцер, Боков, Сергеев, Бикчентаев, Галеева, Зиганшина, Харисов, Дергунов и другие – нам было на кого равняться и у кого учиться.

    Тогда чистопольский бард стал писать музыку на слова известных поэтов, таких как Дементьев, Сологуб, Цветае­ва, Ахматова, Пастернак. Сегодня Тагир Мухаметов пишет песни на стихи собст­венного сочинения.

    – В первую очередь я – мелодист, поэтом назвать себя не могу, но пишу тексты к песням, – отметил бард.

    Написание музыки, слов требуют особого настроения, вдохновения. У каждого творца свои музы, свои источники идей. Для Тагира Габдулловича источником вдохновения являются события и мысли.

    – Я считаю, что важно иметь багаж того, что ты хочешь сказать, а формы нарабатываются, мастерство оттачивается. В большинстве своем авторы — это ремесленники. Переделать, заменить, довес­ти до ума, доработать. Если кому-то что-то приходит свыше, встает вопрос: «А автор кто?», – отмечает бард.

    – А что является залогом успеха автора песен и музыки? Сложно ли сделать свое имя узнаваемым?

    – «Кто-то остался и ждет за окном, ради него я попробую заново», – есть такие слова у Андрея Козловского. Слушатель – залог успеха. А если находится исполнитель, который берет ваше творчест­во и несет его в массы – это удача. Не могу сказать по поводу имени, а по поводу творчества – сложно. У творчества энное количество составляющих: стиль, манера, подача… Первостепенная задача автора – найти собственное «я», быть узнаваемым. Готовых рецептов нет. Даже звание на фестивале я не могу назвать успехом, полноправным дости­жением. К слову сказать, в 2018 году я получил восемь региональных и всероссийских дипломов. Достижение? Нет. Достижение – когда твое творчество становится узнаваемым, песни исполняют. Это также и возможность донести свое творчество до слушателя, достучаться до него, поделиться своими размышлениями.

    – Востребовано ли то, чем вы занимаетесь?

    – Востребовано для авторов и исполнителей, занимающихся профессионально концертной деятельностью. Это Олег Митяев, Александр Розенбаум, Галина Хомчик, современники Павел Фахрт­динов, Павел Пиковский, Роман Ланкин, наши Юлия Зиганшина, Дмитрий Бикчентаев и множество других.

    – Есть ли место авторской песне в современном музыкальном мире?

    – В стране множество фес­тивалей. «Гринландия», фестиваль имени Грушина, Ильменский фестиваль, «Рамонский родник», «Музыка сердец», «Платформа», «Норд-Вест», «Соловьиная трель» – это лишь небольшая их часть. На них съезжаются даже не десятки, а сотни тысяч человек. Поэтому, конечно, место авторской песне в современном музыкальном мире определенно есть. И, судя по всему, она очень востребована.

    – Что вы испытываете, когда участвуете в фестивалях?

    – Бурю эмоций, особенно когда узнаешь о победе! Когда я принимал участие во всероссийском фестивале авторской песни «Гринландия», результаты вывешивались на стенде. Зная приблизительное время их размещения, участники начинали ходить вокруг да около. Только представьте: 1600 участников в различных номинациях! Узнав, что стал лауреатом в номинации «Автор», я прыгал от радости как маленький ребенок. Чуть ранее мне сообщили, что я стал дипломантом в номинации «Поэт». В 2016-м на данном фестивале мне удалось получить только звание дипломанта в номинации «Поэт», но мне этот диплом очень дорог, он подписан Иосифом Кобзоном. В прошлом году фестивалю было присвоено имя Иосифа Давыдовича. На берег реки Быстрица, мес­то проведения фестиваля, ежегодно приезжают сотни тысяч человек, и в их числе Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Николай Валуев, Валентина Терешкова, Олег Митяев, Александр Мирзаян. Каждый фестиваль – это воодушевление, общение, энергетический заряд, проявление желания работать над собой, писать, созидать, творить.

    – Вы давно заняли свое место в мире авторской песни. С какими сложностями приходилось сталкиваться?

    – Сегодня я имею возможность получить знания в СМИ. В Интернете можно найти многое и научиться многому, издания, пособия, видеоматериал... Ранее все передавалось из рук в руки, мы переписывали, учились друг у друга. Как известно, маленький город – маленькие возможности. Были сложнос­ти, связанные с недостатком музыкантов для записи, настав­ников для собственного роста. Разбор материа­ла проходил в творческих мастерских в других городах. К тому же советское время диктовало свои правила. Тогда репертуар тщательно проверялся, регламентировался. Исполнители подавали список исполняемого. Не дай Бог отойти от завизированного, можно было поставить огромное пятно на весь коллектив, свою дальнейшую деятельность.

    – Что бы вы могли посоветовать молодым авторам песен?

    – Слушать и слышать, анализировать, искать свой стиль. Задача – быть узнавае­мым. Важно учиться и нарабатывать навыки, знать, что хочешь сказать, а способы облачения мысли в форму придут с опытом. Важно не распыляться, выбрать направление и двигаться до полной его реализации, не браться одновременно за множество дел. Играть желательно на нормальном инструменте, а не на «дереве». Затем, написали – отложите, вернитесь к написанному через время. Восприятие будет менее восторженным. И еще один совет: лучше заниматься творчеством 15-20 минут в день, чем 2 часа раз в две недели.

    Есть мнение, что настоящее искусство должно преображать и самого творца, и того, кто знакомится с его произведением, не важно, музыкальным, художественным или архитектурным. Творчество Тагира Мухаметова – не дань моде, а музыка души, которую хочется нести в массы.

    В планах у Тагира Габдулловича не только совершенствование своего таланта, но и развитие жанра авторской песни среди молодого поколения. Хочется пожелать успехов в этом нелегком начинании, удачи на музыкальном поприще и новых побед!

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: