Это лето для студенток педагогического колледжа Лейсан Галлямовой и Наркисы Мингалеевой было по-настоящему трудовым. Но, по их мнению, работа проводником сочеталась и с неплохим отдыхом. Сегодня мы встретились с одной из девушек и поинтересовались: каково чувствовать себя хозяйкой вагона?
- Узнав о студенческом строительном отряде и о том, что в республике формируются отряды проводников, я сразу записалась, - рассказывает Наркиса Мингалеева. - Правда, еще сомневалась: а смогу ли? Да и родителей пришлось уговаривать долго, особенно маму. Мое упорство в конце концов взяло свое. Начались специальные учебные курсы. Узнали много нового как о вагоне, так и подвагонном оборудовании. Для меня все было новшеством. Да что там - я даже не знала, что такое буксы! Зато сейчас в моем словарном запасе появилось столько незнакомых, непонятных раньше мне слов! Сдавали экзамен по всем направлениям, но когда заходишь в вагон - вот тогда начинается настоящая наука!
Уже по дороге из Казани в Москву на многое начали смотреть по-иному. Хотя были пока всего лишь пассажирами. Первый рейс был стажерский: Москва - Воркута. Все прошло хорошо, но некоторые моменты заставляли задуматься. И вот самостоятельный рейс: Москва - Уренгой.
- Я стала настоящей проводницей: на мне вагон и куча пассажиров, - с улыбкой признается Наркиса. - Ну, думаю, влипла, однако нет худа без добра. Кадровые проводники всегда протягивали руку помощи, да и познакомилась с очень хорошими людьми. Среди них - студенты из Омска, с которыми стали не разлей вода.
- Что входило в твои обязанности?
- Проверка билетов, выдача постельного белья и чая, уборка вагона и... туалета, что ж тут поделаешь?! И, конечно, встречать и провожать пассажиров, предупреждать их о приближающейся станции.
Случались и казусы. Однажды ночью, пока было время, Наркиса легла спать и (надо же!) забыла поставить будильник. И вдруг слышит сквозь сон чей-то отдаленный ласковый голос: «Эй, девушка, просыпайтесь, скоро станция». Оказывается, это был один из заботливых пассажиров, которому нужно было вскоре сойти. Чего только не бывает в пути!
Подольше длилось знакомство с пассажирами-северянами. За трое суток они успевали и претензии предъявить, и уму-разуму поучить, и о своей судьбе поведать. Да и благодарности написали.
- Как складывались отношения с пассажирами?
- Люди все разные. В основном попадались доброжелательные, некоторые вообще были классные. Кто-то доставал стаканами: мол, почему они грязные. Доказывай не доказывай - все равно бесполезно. Обидно, конечно, бывало. А кто-то увидел мусор на полу и давай стыдить. У всех свои причуды. Попадались и те, кто хлеще всякой санэпидстанции. Особенно «старались» женщины более зрелого возраста и, как успела заметить, бездетные, несемейные. Все это я пропускала через сердце, но запомнилось только хорошее. Что ж поделаешь - нужно было по-мирному урегулировать отношения. С этими людьми ведь видишься всего раз в жизни, правда, появлялись некоторые в моем вагоне и во второй раз. «О, это же наша проводница!» - как старую, добрую знакомую приветствовали меня мои пассажиры. Приятно, конечно!
После откатки трех рейсов в Уренгой и обратно Наркису перекинули на южное направление. Впереди маячили Симферополь, Севастополь. А это значит: море, солнце, песок и чайки. На конечной остановке поезд стоял шесть часов. За это время проводники успевали убраться в вагоне, на экскурсию сходить, искупаться. Своевременно меняли рубли на гривны, чтобы накупить сувениров и чего-нибудь вкусного местного производства.
- Шесть часов пролетали быстро, потом - опять граница, пассажиры и... подстаканники, матрасы, - вспоминает наша проводница. - И снова бегающие по вагону шумные дети, кошки. Но все нравилось, все устраивало, в том числе и размер зарплаты. Друзья рядом опять-таки - тамбур в тамбур стоим. Но все хорошее когда-то должно закончиться. Вот и у меня было так же. Расставания, слезы, обещания, что еще увидимся. Все это вспоминается и будоражит душу. Хочется сказать спасибо всем, кто поддерживал и верил в нас - родителям, специалисту молодежного центра Екатерине Магилатовой, нашему директору Энже Гафиятуллиной, педагогу-организатору Ольге Батуевой, и тем, кто причастен к созданию студенческого трудового отряда. Было здорово!
Нет комментариев