Чистопольские известия
  • Рус Тат
  • Директор чистопольского лицея № 1 поделилась впечатлениями о стажировке в Великобритании

    На встрече с руководителями инновационных школ республики министр образования Энгель Фаттахов пообещал отправить на стажировку лучших директоров общеобразовательных учреждений. Такая поездка состоялась, в составе делегации была и директор лицея № 1 Гульнур Габитова. Сегодня она наш собеседник.

    - Стажировка в Великобритании - это высокая оценка результативной работы всего педагогического коллектива. По итогам минувшего учебного года в рейтинге ста лучших школ Татарстана мы занимали шестую позицию. Этот список был скорректирован с учетом показателей государственной итоговой аттестации девятиклассников, и мы поднялись на две позиции выше, став в итоге четвертыми среди городских школ республики.

    В течение недели мы жили в отеле в Букингеме. Программа была насыщенной: с 9 до 20 часов посещали образовательные учреждения, семинары, слушали лекции, побывали в Оксфордском и Кембриджском университетах. Если учесть разницу во времени в четыре часа, то рабочий день заканчивался за полночь. Знакомились с образовательной системой академической, автономной, государственной, независимой от государства (частной) школ - это более полутора десятков учебных заведений.

    - Можно ли провести параллель между нашими и английскими школами?

    - Если говорить о государственных, то у нас немало общего, в том числе и в организационных вопросах. Общаясь с зарубежными коллегами, окунулась в атмосферу лучших традиций советской школы, особенно в вопросах гражданского, патриотического воспитания, чувства коллективной ответственности. Проблемы оказались тоже схожими: недостаток учителей естественных наук и математики, дефицит специалистов высокой квалификации. Аналогичны и социальные проблемы, с которыми сталкивается школа, - нарушение общности интересов в семье, ослабление внимания к детям. Этому там противостоят кардинальными методами.

    Как отметили коллеги, государство нередко меняет приоритеты в образовании, что наблюдается и у нас.

    Академические школы более престижны (по российским стандартам это уровень лицеев), дающие основательную подготовку для дальнейшего поступления в университет.

    Семь процентов от общего числа школ являются независимыми от государства. Это образовательные учреждения, обладающие великолепной материально-технической базой, с развитой инфраструктурой.

    - Знакомились ли с дошкольной системой образования?

    - Можно сказать, обзорно. Есть учреждения, куда принимают детей с 6-месячного возраста, но в основном это малыши 3-5 лет, в группе не более восьми человек.

    С пяти до одиннадцати лет - начальная ступень школьного образования. Далее, в зависимости от индивидуальных способностей, ребенка определяют в государственную (где наряду с образовательной программой уделяется внимание спортивному, театральному направлениям, и для этого созданы все условия) или академическую (с акцентом на подготовку к поступлению в университет).

    Существует и система послешкольного образования - это промежуточная ступень между школой и вузом, их в стране более шестиста.

    - Великобритания ассоциируется с престижными университетами, а как ведется подготовка по рабочим профессиям?

    - Для этих целей имеются технические школы.

    - Какие они, английские школьники?

    - Там развито самоуправление, не могу не отметить, что в наших школах это тоже присутствует. Из числа учащихся избирается помощник директора, компетентный, ответственный. Кстати, экскурсии в некоторых школах для нас проводили такие общественные помощники. Мы общались с учениками, нам было приятно слышать, что они гордятся страной, школой, учителями, своими успехами.

    - Что вас более всего восхитило?

    - Так совпало, что мы оказались почти на открытии музыкальной школы при одном независимом от государства образовательном учреждении. Там установлено 25 брендовых роялей, в мире всего три школы, где имеются такие. Студия звукозаписи, шикарная библиотека, спортивные комплексы, огромная парковая территория, не говоря уже об учебных корпусах, - настоящий замок!

    - Немало россиян обучаются в Великобритании, есть ли среди них татарстанцы?

    - Да, мы общались с двумя земляками.

    - Какие впечатления оставили английские коллеги?

    - Порядка семидесяти процентов учителей - мужчины, в руководстве школ почти все в руках сильной половины человечества. Там нет привычной нам системы аттестации. Учитель ставит цель и в конце года доказывает результатами работы, что он достиг ее. Как и российские учителя, они уделяют большое внимание воспитательным моментам, дополнительному образованию, индивидуальному подходу к обучению детей.

    Ощущение дома практически не покидало меня на протяжении всей поездки. Посещая школы, знакомясь с зарубежной системой образования, частенько ловила себя на мысли, что это есть и у нас, а это было в прошлом. Точек соприкосновения у нас немало.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: