Директор чистопольского лицея № 1 поделилась впечатлениями о стажировке в Великобритании
На встрече с руководителями инновационных школ республики министр образования Энгель Фаттахов пообещал отправить на стажировку лучших директоров общеобразовательных учреждений. Такая поездка состоялась, в составе делегации была и директор лицея № 1 Гульнур Габитова. Сегодня она наш собеседник.
- Стажировка в Великобритании - это высокая оценка результативной работы всего педагогического коллектива. По итогам минувшего учебного года в рейтинге ста лучших школ Татарстана мы занимали шестую позицию. Этот список был скорректирован с учетом показателей государственной итоговой аттестации девятиклассников, и мы поднялись на две позиции выше, став в итоге четвертыми среди городских школ республики.
В течение недели мы жили в отеле в Букингеме. Программа была насыщенной: с 9 до 20 часов посещали образовательные учреждения, семинары, слушали лекции, побывали в Оксфордском и Кембриджском университетах. Если учесть разницу во времени в четыре часа, то рабочий день заканчивался за полночь. Знакомились с образовательной системой академической, автономной, государственной, независимой от государства (частной) школ - это более полутора десятков учебных заведений.
- Можно ли провести параллель между нашими и английскими школами?
- Если говорить о государственных, то у нас немало общего, в том числе и в организационных вопросах. Общаясь с зарубежными коллегами, окунулась в атмосферу лучших традиций советской школы, особенно в вопросах гражданского, патриотического воспитания, чувства коллективной ответственности. Проблемы оказались тоже схожими: недостаток учителей естественных наук и математики, дефицит специалистов высокой квалификации. Аналогичны и социальные проблемы, с которыми сталкивается школа, - нарушение общности интересов в семье, ослабление внимания к детям. Этому там противостоят кардинальными методами.
Как отметили коллеги, государство нередко меняет приоритеты в образовании, что наблюдается и у нас.
Академические школы более престижны (по российским стандартам это уровень лицеев), дающие основательную подготовку для дальнейшего поступления в университет.
Семь процентов от общего числа школ являются независимыми от государства. Это образовательные учреждения, обладающие великолепной материально-технической базой, с развитой инфраструктурой.
- Знакомились ли с дошкольной системой образования?
- Можно сказать, обзорно. Есть учреждения, куда принимают детей с 6-месячного возраста, но в основном это малыши 3-5 лет, в группе не более восьми человек.
С пяти до одиннадцати лет - начальная ступень школьного образования. Далее, в зависимости от индивидуальных способностей, ребенка определяют в государственную (где наряду с образовательной программой уделяется внимание спортивному, театральному направлениям, и для этого созданы все условия) или академическую (с акцентом на подготовку к поступлению в университет).
Существует и система послешкольного образования - это промежуточная ступень между школой и вузом, их в стране более шестиста.
- Великобритания ассоциируется с престижными университетами, а как ведется подготовка по рабочим профессиям?
- Для этих целей имеются технические школы.
- Какие они, английские школьники?
- Там развито самоуправление, не могу не отметить, что в наших школах это тоже присутствует. Из числа учащихся избирается помощник директора, компетентный, ответственный. Кстати, экскурсии в некоторых школах для нас проводили такие общественные помощники. Мы общались с учениками, нам было приятно слышать, что они гордятся страной, школой, учителями, своими успехами.
- Что вас более всего восхитило?
- Так совпало, что мы оказались почти на открытии музыкальной школы при одном независимом от государства образовательном учреждении. Там установлено 25 брендовых роялей, в мире всего три школы, где имеются такие. Студия звукозаписи, шикарная библиотека, спортивные комплексы, огромная парковая территория, не говоря уже об учебных корпусах, - настоящий замок!
- Немало россиян обучаются в Великобритании, есть ли среди них татарстанцы?
- Да, мы общались с двумя земляками.
- Какие впечатления оставили английские коллеги?
- Порядка семидесяти процентов учителей - мужчины, в руководстве школ почти все в руках сильной половины человечества. Там нет привычной нам системы аттестации. Учитель ставит цель и в конце года доказывает результатами работы, что он достиг ее. Как и российские учителя, они уделяют большое внимание воспитательным моментам, дополнительному образованию, индивидуальному подходу к обучению детей.
Ощущение дома практически не покидало меня на протяжении всей поездки. Посещая школы, знакомясь с зарубежной системой образования, частенько ловила себя на мысли, что это есть и у нас, а это было в прошлом. Точек соприкосновения у нас немало.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев