Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

За заслуги перед Родиной в мирное время чистопольский прокурор был удостоен высшей награды

В органах прокуратуры много достойных сотрудников, удостоенных наград, знаков отличия, имеющих почетные звания.

Среди прокуроров есть Герои Советского Союза - это самые настоящие герои Великой Оте­чественной войны. Но в истории советской прокуратуры не было случая награждения какого-либо прокурорского работника званием Героя Социалистического труда (за исключением Генерального прокурора СССР Р.Руденко, то был особый случай). А почему? Думаю, что сама прокурорская работа не располагает­ для геройского звания. Поэтому и высшей наградой для прокуроров мирного времени советского периода являлся орден Ленина. Им в Татарской республике за всю историю прокуратуры был награжден всего один человек - прокурор г.Чистополь Набиулла Гатауллович Гатауллин.
Родители его происходили из крестьян-бедняков деревни Степная Шентала Алексеев­ского района. Будучи не в состоянии прокормить большую семью, глава семьи Гатаулла вынужден был наняться к попу в селе Кубассы Чистопольского уезда, у которого и батрачил 16 лет. В 1889 году с семьей в количестве восьми человек он переезжает на постоянное жительство в г. Пермь, где устроился разнорабочим в железнодорожном депо, а жена - прачкой. В 1891 году у них родился сын Набиулла.
Он был смышленым, проворным и юрким ребенком. Родители заметили способности мальчика и решили отдать в приходскую татарскую школу - медресе. Теп­лой одежды у него не было, поэтому зимой в начале недели,
завернув в одеяло, на санках мальчишку отвозили в медресе, а в конце недели привозили домой. Затем два года он учился в Ольгинской начальной школе и в 11 лет поступил в городское училище Перми, которое окончить не удалось. Циркулярным распоряжением Министерства просвещения Набиулла был исключен из училища за то, что его брат Валиулла - рабочий Мотовилихинского завода - за участие в революции 1905 года был заключен в Александровский централ, где и умер. Тогда Набиулла вместе с братом и сестрой также принимал участие в забастовке, и даже с сестрой более недели отсидел в каталажке. Пос­ле исключения он поступил на плакатно-картонажную фабрику, где проработал до призыва в царскую армию. В армии он служил с 1912 до 1917 года в разных городах - в Москве, Самаре, Кустанае, побывал даже в Румынии, дослужился до чина старшего унтер-офицера. Получил два огнестрельных ранения и штыковую рану, а также был контужен.
Вернувшись к родителям, лечился после ранений, в 1918 году был мобилизован, но уже в Красную Армию. Получив в 1919 году ранение, короткое время жил в деревне Степная Шентала, где его избрали председателем, здесь и женился. Когда по деревне проходили с боями чехи, как председателя сельсовета, его искали для расправы, но чудом удалось спас­тись. После демобилизации в 1922 году Набиулла вернулся в деревню Степная Шентала, где снова был избран председателем сельсовета. На его жизнь было совершено несколько покушений. Кулаки охотились за ним, даже ставили на ночь капканы на привычном его пути, с тем, чтобы потом с беспомощным расправиться. Но это его не остановило. В 1923 году Гатауллин был избран членом Красно-Ярского волостного исполкома (ныне Алексеевский район), в следующем году переведен в Алексеевскую волость. Здесь его избрали председателем волостного крестьянского комитета, а затем назначили начальником Муслюмкинской волостной милиции (ныне село Муслюмкино).
Набиулла Гатауллович жадно тянулся к учению, был в гуще политической жизни. В апреле 1926 года он назначен следователем 1 участка Чистопольского кантона, с тех его жизнь связана с органами юстиции и прокуратуры. Через 3 года он назначает­ся помощником прокурора Татарской АССР по Лаишевскому и Рыбно-Слободскому районам, затем прокурором Шереметьевского района, а в 1932 году - прокурором Чис­топольского района.
Несмотря на продолжительную работу в органах прокуратуры, Гатауллин так и не смог получить высшее юридическое образование. В 1927 году окончил Чистопольскую вечернюю совпартшколу. С 1933 года учился в Казанском юридическом институте, дошел до 4 курса. Но времена были тяжелые, смутные, везде репрессии. По этим причинам он оставил учебу, не сдав государственные экзамены.
Н.Гатауллин был весьма рассудительным и осторожным человеком. В годы коллективизации немало горячих прокурорских чинов ринулись сломя голову выполнять волю партии. Они загоняли людей в колхозы, участвовали в отборе у колхозников хлеба, скота, совершали немало другого беззакония. Именно в эти годы состоялись известные судебные процессы: альметьевское дело, нурлатское и другие. Прокурор Альметьевского района Валеев, прокурор Нурлатского района Булатов, принявшие участие в незаконных действиях против колхозников, были исключены из партии, осуждены к лишению свободы. Было, кстати, и шереметьевское дело. Но Гатауллин, к его чести, не принял участия в нем, наоборот, старался соблюсти закон.
В резолюции объединенного заседания Шереметьевского райкома и районной кон­т­роль­ной комиссии 15 декабря 1930 года было признано, что районный прокурор Гатауллин допустил «ослабление темпа хлебозаготовок». Прокурора обвинили в том, что он принимал жалобы от колхозников, отменял незаконные штрафы и вообще занимался только исправлением­ «левых» перегибов. Также отмечено, что на бедняцком собрании предполагалось принять встречный план на сдачу 3500 пудов хлеба. А райпрокурор Гатауллин на этом собрании «провел» сдачу только 1200 пудов. Действия Гатауллина были квалифицированы как правооппортунистический уклон и решением бюро РК от 22 ноября 1930 года ему объявили выговор.
В декабре 1935 года Гатауллину снова объявляют выговор по партийной линии - за связь с тестем, который был лишен избирательских прав («лишенцем»). «Связь» произошла при следующих обстоя­тельствах. Гатауллин поехал на лечение. И во время его отсутствия приехал тесть, который несколько дней прожил у своей дочери. Об этом Гатауллин узнал после возвращения. Во время проверки партдокументов, отвечая на многочисленные вопросы, Гатауллин по своей откровенности рассказал об этом случае секретарю райкома партии. Тот и приписал прокурору связь с чуждым элементом.
В 1936 году Гатауллина переводят начальником отдела жалоб прокуратуры Татарской АССР, а затем назначают­ прокурором Мамадышского района. В 1939 году он одновременно работает в г. Казани в комиссии по реабилитации.
Его работа в предвоенные годы оценивалась руководством прокуратуры республики положительно. 21 июня 1939 года прокурор республики Перов премировал Набиуллу Гатаулловича путевкой на курорт, 23 июня 1940 года объявил благодарность за честную и активную работу. Гатауллин имел и Почетную грамоту ЦИК ТАССР (1932 год), Почетную грамоту Президиума Верховного Совета ТАССР (1944 год), Благодарности от Генерального прокурора СССР и прокурора ТАССР.
Его товарищи вспоминали, что на собраниях, совещаниях и заседаниях Гатауллин выступал горячо и пылко, доказывая правоту и жизненную важность неуклонного выполнения партийных и правительственных решений и убеждая в этом слушателей. Иногда его упрекали, что он не болеет за славу района, не считается, цепляясь­ за букву закона, с целесообразностью. В ответ - терпеливое разъяснение и доказывание необходимости соблюдения закона и борьбы с проявлениями местничества. По характеру Гатауллин был очень твердым человеком, не терпел несправедливость, ложь, клевету, критиковал, невзирая на личности.
Авторитет прокурора Гатауллина в районе был высок. Не случайно 12 октября 1940 года он избирается председателем Чистопольского райис­полкома. Одновременно он исполнял обязанности и прокурора района, и председателя райисполкома. Лишь 3 декабря прокурор республики Перов издал приказ об освобождении Гатауллина от должности прокурора Чистопольского района.
Гатауллин ездил в Москву к прокурору СССР и добивался, чтобы его освободили от должности председателя райисполкома. 8 июня 1941 года он снова назначается прокурором Чистопольского района. С 22 июня 1941 года, согласно приказу, он должен был уйти в отпуск. Но началась война.
Пока Н.Гатауллин осуществлял прокурорский надзор в условиях военного времени, его сын Халим, в 17-летнем возрасте в январе 1943 года был призван в армию. Он участвовал в боях с фашистскими захватчиками, был дважды ранен. Халим служил в воздушно-десантных войсках, был старшиной роты, помощником командира взвода. О его военных подвигах красноречиво свидетельствуют боевые награды: ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали. Пос­ле войны Халим Набиуллович окончил Ленинградскую следственную школу прокуратуры СССР и в 1951-1959 годах работал в органах прокуратуры АССР.
Самой высшей наградой для прокуроров является орден Ленина. Его и удостоился прокурор Чистопольского района Н.Г.Гатауллин в 1947 году. Понятно, что кандидатов на высокие награды отбирали по всей стране. В число 30 самых достойных работников органов прокуратуры СССР вошел и Н.Гатауллин.
В 1949 году Гатауллин становится прокурором Чистополя, а 22 апреля 1954 года прокурор РСФСР назначает его на второй конституционный срок.
В ноябре 1954 года приказом Генерального прокурора СССР прокуратура города Чис­тополя была упразднена. НабиуллаГатауллович становится помощником прокурора Чистопольского района. В мае 1956 года, отмечая 30-летие работы Гатауллина в органах прокуратуры, прокурор АССР объявил ему благодарность. В августе 1957 года Гатауллин увольняется из органов прокуратуры. Таким образом, прокурором г.Чистополь Гатауллин работал до 63 лет, из органов прокуратуры уволился в возрасте 66 лет.
Ушел из жизни Набиулла Гатауллович в 1966 году, похоронен в Чистополе.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: чистополь прокуратура история родина Чистопольский