Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

Всю жизнь Анатолий Разуваев проработал печником

Его труд оценивали только по высшему баллу.

Всю жизнь Анатолий Разуваев проработал печником. По сей день стоят в домах его «произведения», прочные, добротные, которые греют тела и души.

Чистопольское добровольное пожарное общество – одно из старейших в нашей республике, создано оно в далеком 1950 году. Председатель ДПО Федор Ильич Брендин выкупил у колхоза «Путь к коммунизму» Чебоксарского сельского Совета Татарской АССР Дом колхозника, где и разместилась контора. Чуть позже началось строительство производственных мастерских. Более 70 лет прошло с тех пор, а райгоротделение ТРО ВДПО так и располагается в том же здании, правда, отремонтированном, обновленном.

Многие чистопольцы внесли значительный вклад в развитие предприятия, десятками лет трудились здесь на совесть, становились знатными профессионалами, уважаемыми людьми в городе. Честь им и хвала за это. Но сегодня наш рассказ об Анатолии Константиновиче Разуваеве, легенде ВДПО и просто замечательном человеке. Его трудовой стаж в системе Всероссийского добровольного пожарного общества равен 54 годам!

Беседовать с ним – одно удовольствие. Открытый и доброжелательный, ветеран готов часами рассказывать о прошлом, причем по-доброму, даже с юморком – ни на кого не жалуясь, не обвиняя, не сожалея. Будто не тяжелым физическим трудом занимался более полувека, а легко плыл по течению по своему усмотрению. А ведь довелось повидать всякое…

Родился Анатолий Разуваев  в Рыбно-Слободском районе в многодетной семье. Мать была на инвалидности, отец не захотел тянуть лямку хозяина и поступил своеобразно, мягко говоря, бросил ­семью на произвол судьбы. Маленькому мальчику запомнилось, как мать мучительно волокла его через замерзшую Каму на другой берег реки в сундуке!.. Поразительно: не замерзли, не заблудились. Перебравшись в Чистополь, здесь и обосновались. Жили крайне бедно.

– Пока учился, в школу снаряжался так: рукава от старой телогрейки натягивал на ноги, подвязывал их бечевкой от лаптей, чтобы не падали, – вот и готово обмундирование, – вспоминает Анатолий ­Константинович.

Вскоре парнишка учебу забросил, стал шататься с такими же, как сам, ребятами по улицам. Однажды вольной жизни пришел конец – попались-таки они в руки представителей Чистопольского гороно. Те специально разъезжали на лошадях по округе и отлавливали беспризорников, чтобы отправить их учиться, так сказать, в светлое будущее. Как тут не вспомнить некогда нашумевшее произведение, а затем и фильм «Республика ШКИД» со знаменитым педагогом Антоном Макаренко! Такая же ситуация сложилась и в далеком городке на Каме. Одни убегали, другие ловили…

В 16 лет Анатолий сел за парту в школе переростков (именно так она и называлась), начал осваивать учебники за пятый класс. У входа в здание тогда дежурил милиционер в штатском, чтобы великовозрастные ученики не смогли улизнуть с уроков. И все же эксперимент не удался: с грехом пополам одолев пятый класс, пацан твердо решил поставить «на науке» крест. Причина веская: надо зарабатывать на хлеб насущный. Да и не по нему эта учеба…

В 1957 году мать привела его в контору ВДПО. Жили неподалеку, за углом, вот она и решила попытать счастья: может, возьмут сына на работу?.. Не отказали, определили учеником печника.

Матушка, понятное дело, очень обрадовалась: хорошая профессия, печники всегда пользовались спросом и уважением на Руси, ведь печь издавна для нашего человека служила и кухней, и баней, и спальной, даже лечебницей. Голодным сынок не останется!

Однако в первый же день тот сбежал. Уж слишком грозными показались ему печники, участники войны, много повидавшие на свете, суровые, неразговорчивые. Как не заробеть?! Да и не он один терялся перед ними.

На следующий день подался в домоуправление. Вот тут повезло Разуваеву: мастером работал дядя Вася, он и стал для Анатолия грамотным наставником и даже другом, а главное – научил класть печи.

– Качественно сложить очаг может только профессионал с душой художника, кто умеет­ видеть и ценить красоту, – втолковывал дядя Вася. – Чтобы сложить печь, одних умений каменщика недостаточно. Это, скажу тебе, сложный отопительный прибор, тут без точных расчетов помещения, нагрузки на основание, пожарных расстояний и отступок, да много еще без чего не обойтись. Но куда важнее чувствовать материал, как правильно замесить раствор, сделать изоляцию…

Анатолий вникал в сказанное, он уже понимал, что печка служит не только для обогрева и приготовления еды, это истинная душа дома. И для того, чтобы научиться созидать ее, надобно пройти долгий путь, наработать навык, чуткость рук. Наставник, видя задатки в своем­ ученике, ободряюще хлопал по плечу:

– Вижу, знатный из тебя получится печник, руки растут, откуда надо!

Так началась трудовая биография Разуваева. До сих пор помнит, как радовался выданной спецовке, казавшейся ему лучшим нарядом на свете. На нем еще передник брезентовый, в руках – правила метровые, ведро, лопата… В таком «прикиде» и сопровождал дядю Васю.

Смекалистый парень внимательно следил за работой мастера и старался делать точно так же. Летом месил раствор босыми ногами до нужной кондиции, чтобы ни одного комочка не оставалось. Нутром­ чувствовал его готовность, признается мне в разговоре. А еще ответственность. Их работа требует четкости: одно неверное движение или неправильный расчет, и все насмарку – печка топиться не будет. Радости не было предела, когда впервые самостоятельно соорудил печку, теплую да ладную! Конечно, страшно гордился: я же людям трудом своим пользу приношу!

А вскоре научился Анатолий одновременно в двух домах работы затевать – при условии, если жильцы помогали ему. Теперь и сытый ходил, и в кармане позвякивало.

5 октября 1962 года Разуваев  повторно устроился в ВДПО.

– В ту пору много ремонтировали печей, – вспоминает Анатолий Константинович. – А ремонтировать – это как икону реставрировать. В старинных печах не знаешь, что внутри расположено и как, попадались даже печи с девятью дымоходами. И надо осторожно подогнать их…

Он даже специальную ножовку придумал, чтобы кирпичики из печки аккуратно выпиливать по шву (молотком стучать нельзя), оставляя их целыми и невредимыми. За его руками заказчики следили, затаив дыхание. А когда сдавал работу, не знали, как и благодарить мастера. Разуваев же был очень скромен и непритязателен, искренние слова благодарности от хозяев воспринимал как щедрую награду.

В 1964-м Анатолия, уже женатого, забрали в армию. Довелось служить в Забайкалье, в ракетных войсках, и тоже печником. Как только выяснилось по приезду в часть, кто он по профессии, так сразу в сторону отвели: будешь класть печи в казармах!

Что ж, дело привычное. Разуваев только рад. Однажды пришлось ему громадную печь на семь котлов по 700 литров сооружать. Волновался тогда невероятно: справится ли? И напрасно, все получилось великолепно, заслужил от начальства похвалу за качественную работу, среди солдат – почет и уважение.

Прослужив 3,5 года, вернулся домой. Ночь переночевал – и в контору: принимайте меня обратно. «Вот ведь беспокойная душа!» – удивились там.

Встретили Анатолия приветливо, охотно взяли, хотя печников хватало. В то время в райотделе ВДПО в двух бригадах печников трудилось по 6 человек – целая гвардия специалистов! Конечно, была конкуренция меж собой, каждый хотел попасть в обойму лучших. Но Разуваев непременно выходил в лидеры по производственным показателям.

– Никто меня обогнать не мог в объемах работ, – с гордостью констатирует Анатолий Константинович, а работавшие с ним в одну пору ветераны труда подтверждают: так оно и было. Появился у мастера прекрасный напарник – Александр Березкин.

– Возьмем с ним дом, а там шесть или восемь труб на крыше, которые надо привести в порядок. Готовим вместе цементный раствор, и Саша двухведерные бадьи ловко тащит по лестнице наверх. А цемент мы с ним мазали без рукавиц, чтобы ровная поверхность получалась. Трубы замажем, замоем­ – красота!

Когда появились в обиходе газовые печи, первую в Чистополе тоже устанавливал Разуваев. Претензий по поводу работы не получал никогда – его труд оценивали только по высшему баллу. В шутку даже стали звать его «заместителем горис­полкома»: с Анатолием Константиновичем постоянно советовались, просили разрешения на запуск печей, вообще от заказов отбоя не было. Люди знали, что печь для Разуваева – живой организм. Он любил приговаривать:

– Она будет дышать, если только правильно «вдохнуть» в нее жизнь.

Вот и становились в очередь к мастеру.

Сам же ценил работу братьев Тарасовых – Алексея и Сергея. Такие камины ребята научились класть – просто произведение искусства. Используя белый облицовочный кирпич, перчатки белые надевали, чтобы не запачкать ненароком. И кладку делали красивую, исключительно аккуратно.

Когда человек трудится с душой, любовью, все у него получается, убежден ветеран ВДПО. Сколько печей за свою жизнь сложил этот талантливый художник и архитектор в одном лице – не сосчитать! Длинными улицами в Чистополе стоят дома с его «произведениями». Многим из них уже десятки лет, а они по-прежнему прочные, добротные, греют тела и души, радуя глаз необыкновенной кладкой.

В октябре 2016 года 75-летний Анатолий Разуваев собрался-таки уйти на давно заслуженный отдых. Но не на покой: в своем доме хлопот достаточно для умельца и непоседы. А зовут мастера печь класть – соглашается. Сам по-прежнему замешивает раствор, сам без перчаток кладет каждый кирпичик, выводит каждую загогулинку. Так привык. Это ему в непередаваемое удовольствие. А потом взглянет Анатолий Константинович на готовую чудо-печку и воскликнет восторженно:

– Мать честная! Красота- то какая!

У каждого из нас свой удивительный узор судьбы. Мы формируемся под влиянием внешних обстоятельств, личных побед, множества лишений и разочарований. С годами все отчетливее выступает наружу душа. И если она добрая и благородная, никакие напасти не сломят человека, он по-прежнему будет любить жизнь, ценить людей и роскошь общения с ними, как Анатолий Константинович Разуваев.

Сария Исхакова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Замечательный человек! Замечательная статья! Спасибо большое. Было очень интересно читать.

    • аватар Без имени

      0

      0

      Знаю Анатолия Константиновича почти 33 года. Отличный специалист своего дела,мастер золотые руки. До сих пор к нему обращаются за помощью, советом , он ни кому не отказывает,душа человек.