Владимир Бычков- легендарный капитан речного флота
16 сентября 2021 года исполнилось 89 лет легендарному капитану-наставнику Владимиру Ивановичу Бычкову.
55 лет своей трудовой жизни он отдал речному флоту, пройдя путь от юнги до капитана-наставника транзитных речных судов. Более полувека безупречной и безаварийной работы, сотни подготовленных к судовождению молодых кадров – это ли не потрясающее свидетельство каждодневного трудового подвига!
После выхода на заслуженный отдых Владимир Иванович посвятил себя общественной работе. Не беда, что по возрасту списали на берег, капитан всегда подтянут, гладко выбрит и невозмутим. Как прежде он заряжает окружающих своей энергией, позитивным настроением, бодростью и силой духа. А его бесценный опыт пригодился в важном деле патриотического воспитания молодежи. Он всегда был желанным гостем в школах и вузах города, где много выступал на открытых уроках и мероприятиях в честь празднования Великой Победы. Его рассказы о войне, буднях речной жизни никого не оставляли равнодушными.
Владимир Иванович родился в 1932 году в пос. Сопчино Нижегородской области в семье речников. Будучи мальчишкой, проводил летние месяцы вместе с родителями, познавая все прелести речной жизни. Его отец Иван Васильевич Бычков служил капитаном на пассажирском пароходе «Яков Воробьев». В период Великой Отечественной войны это судно выполняло государственные задания по доставке грузов и армейских резервов на подступы к Сталинграду, на обратном пути вывозя раненых из прифронтовой полосы в тыл.
«Яков Воробьев» неоднократно попадал под обстрел и бомбежки вражеской авиации, но благодаря слаженной работе экипажа ему всегда удавалось избежать серьезных повреждений. Воспоминания о службе юнгой на этом легендарном пароходе были опубликованы Владимиром Ивановичем в 2013 году в народном альманахе «Совесть памяти», в статье под названием «Боевые будни на голубых дорогах». Издание вышло в свет к 70-летней годовщине Победы и посвящено историям из жизни татарстанцев в период Великой Отечественной войны.
«О начале войны я узнал 22 июня 1941 года. Наш пассажирский пароход «Яков Воробьев» в это время следовал по маршруту Астрахань-Пермь. Тревожные вести застали экипаж в Ульяновске. Уже через два дня «Яков Воробьев» в полном составе причалил к пассажирской пристани в Мурзихе, где нас ждал сотрудник чистопольского военкомата. Прямо на пристани молодым ребятам: рулевым, масленщикам, кочегарам были вручены повестки о мобилизации в ряды Красной Армии. Когда пароход отчалил от берега и стал давать прощальные гудки, у оставшейся на борту команды слезы полились ручьем.
Зимой 1942 года мне, десятилетнему мальчику, пришлось одному вести нехитрое домашнее хозяйство. Маму мобилизовали на трудовой фронт. В лютый мороз женщин отправили на лошадях в Ульяновск на строительство заградительных сооружений и рытье окопов. Сестра в две смены работала на II Московском часовом заводе, отец постоянно пропадал на вахте. Я сразу почувствовал себя самостоятельным и взрослым. Хоть и был сыном капитана, но, как и все военные дети, ходил полуголодным и вшивым. Школу посещал аккуратно. Перед началом занятий нам всегда проверяли головы, а затем специальным гребешком вычесывали вшей. Выучив уроки, я простаивал в очередях в магазине, отоваривая продуктовые карточки. Однажды капитан теплохода «Советская Молдавия» Виктор Васильевич Сутырин, живший в нашем доме, подарил мне теплую шапку «буденовку» с красной звездой. Этот подарок я носил зимой с невероятной гордостью».
Вспоминая о военном детстве, Владимир Иванович заметил, что голодно было в то время и на судах. Ему навсегда врезался в память один случай: в начале навигации 1942 года «Яков Воробьев» стоял в Саратове. Во время обеда в каюту капитана зашел один из матросов и сказал, что уходит с парохода, так как нечего есть. Иван Васильевич пригласил его за стол разделить с ним обед, который состоял всего из одного блюда. Матрос очень удивился, когда увидел в тарелке капитана надоевшую до боли «заваруху» – ржаную муку, запаренную в кипятке.
«С 25 мая 1942 года пароход «Яков Воробьев» стал выполнять специальные задания по доставке грузов и воинских частей к Сталинграду, – рассказывает Владимир Иванович. – В один из рейсов везли курсантов из Ульяновского военно-морского училища. На палубе каждый день играл духовой оркестр, поднимая боевой дух маршами и мелодиями известных песен. На берег новобранцев высаживали в Сарептском яру ночью. Они прощались с нами при полном боевом вооружении. Командир произнес торжественную речь, после которой моряки начали стрелять в воздух трассирующими пулями, а затем сразу ушли на передовую. Позднее, перевозя раненых и эвакуированных из Сталинграда, экипаж узнал, что эта бригада полегла в полном составе в жесточайших боях на подступах к городу.
Волга была заминирована немцами от Астрахани до Сталинграда. Мины сбрасывали с самолетов на парашютах, поэтому ходили только днем. Для маскировки пароход был окрашен серой краской, а у берега всегда срубали кустарник, раскладывая его на палубе и привязывая по бортам. Под бомбежки и обстрелы пароход все же попадал. От серьезных повреждений судно спасали умелая работа капитана и его старпома, а также бесперебойно работающие зенитные пулеметы. При атаках немецких самолетов они осуществляли заградительный огонь и попасть в цель у тех не получалось.
В памяти остался один массированный ночной налет в августе 1942 года. Пароход стоял у причала грузового участка Сталинградского порта. Я нес вахту в рубке и вел наблюдение. Рядом с нами находилась лесопилка, в которую угодила одна из бомб. На глазах в воздух полетели горящие бревна, пилорамы и человеческие тела. Эта картина была настолько жуткой, что вся команда испытала огромный психологический стресс. Много раз экипажу приходилось оказывать помощь тонущим и горящим судам. Видел, как по реке с погибших судов плыли трупы. Из чистопольского затона погибли грузовой пароход «Татария», пассажирский теплоход «Александр Невский» и пассажирский пароход «Нижневолгстрой». При прохождении мест гибели этих судов наш капитан давал прощальные гудки, а экипаж снимал головные уборы.
В зиму 1942-1943 годов я перешел на учебу в школу юнг, организованную в Чистополе. Набралось 40 человек на 2 отделения. Командиром судоводительского отделения назначили меня, а командиром судомеханического – Валентина Степанова. На занятия ходили строевым шагом, с песнями. Жили на полном самообслуживании: заготовка дров, топка печей. Сами ездили с бочками за водой, мыли полы и убирали двор. Три дня в неделю лучшие капитаны и механики преподавали нам спецдисциплины. Регулярно ходили в затон и постигали азы судового ремонта под руководством комсостава судов.
Жили дружно, даже свой оркестр шумовой организовали. Я играл на бутылках, другие ребята на ложках, а кто-то на гребешках через папиросную бумагу мелодии выдувал. Питание было плохое, но вот обмундирование теплое. Среди воспитанников школы юнг был очень высокий патриотизм. Особенно поднимали дух фильмы «Суворов», «Александр Невский», «Чапаев», «Щорс» и др.
Ребята с нетерпением ждали весну 1945 года – 9 мая пароход «Тамбов» должен был последовать с юнгами до Казани. И вдруг по радио объявили: «Победа!». Побросав все дела мальчишки стали бегать по стоящим в затоне судам. Во всю мощь гудели судовые гудки, радость была невообразимая. Осенью 1945 года нашу школу юнг перевели из Чистополя в Пермь, а учащихся распределили и направили работать на разные суда. Многие продолжили работу в речных училищах, техникумах и вузах».
Характер, сформировавшийся в тяжелые годы войны, во многом повлиял на выбор будущей профессии и всю дальнейшую жизнь Владимира Ивановича. Иначе, наверное, быть не могло. Сын лучшего капитана Министерства речного флота СССР стал достойной сменой своему отцу. В 15 лет Владимир Иванович встал у токарного станка Чистопольского судоремонтного завода. Через два года, следуя мечте о речных просторах, перешел на флот, где прошел путь от матроса небольшого судна «СТ-365» до капитана-наставника пассажирского флота завода. Без отрыва от работы окончил Казанский речной техникум по специальностям техник-судоводитель и техник-судомеханик.
Среди многочисленных наград лучшего капитана-наставника города (это звание ему было присвоено в 1981 году) – медали «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту» и др. Секрет его профессионального успеха всегда был простым – никогда не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать свое мастерство. Своим богатым жизненным опытом наставник щедро делился с молодежью. Этого высокого подтянутого человека знали не только в цехах судоремонтного завода, но и в подшефных школах №№4, 17 и СПТУ №5. А заводчане единогласно избрали его председателем совета наставников завода.
Владимир Иванович Бычков внес посильный вклад в сохранение историко-культурного наследия города. Так, в фонды Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника из его личного архива поступили уникальные предметы. Среди них капитанский китель, фуражка, профессиональные книжные издания, документы, награды и другие мемориальные предметы, рассказывающие об истории речного флота. Мы благодарим Владимира Ивановича Бычкова за активную жизненную позицию и желаем ему здоровья и долгих лет жизни.
Гаврилова Юлия, научный сотрудник Музея истории города Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев