Старое православное кладбище Чистополя – один из уникальных некрополей России – находится в плачевном состоянии
Есть в нашем городе удивительное место, где попадаешь в другой мир, где кажется, что время обратилось вспять. Стоит только на мгновение замереть, присмотреться - и перед тобой возникают эпоха и люди, жившие в дореволюционной Российской империи. Старые и молодые, дамы и кавалеры, именитые господа и тихие обыватели... Они словно начинают...
Старейшее кладбище по праву является одним из замечательных некрополей России, поскольку здесь сохранились уникальные захоронения представителей всех сословий уездного города ХIХ века, фамильные погребения с монументальными надгробиями самых разных форм, высеченные из черного гранита, красного и белого мрамора, светлого известняка. Они были изготовлены на заказ в Рыбинске, Ярославле и даже в самой первопрестольной, о чем свидетельствуют сохранившиеся эпитафии, которые наравне с архивными документами повествуют о быте и нравах, традициях и предпочтениях наших предков. Эпитафии, поражающие своей изящностью и благородством, строгой лаконичностью и торжественным величием, порой неожиданной детской чистотой.
Увы, многие памятники уже почти полностью в земле, многие поросли мхом, замазаны краской, потерты, побиты так, что уже ничего из написанного не восстановишь никогда. Они разбросаны по всему кладбищу, сотни надгробий и их части. А сколько - под землей, а сколько - под спиленными деревьями, сваленными на такие же неприступные горы памятников, сколько - под грудами мусора.
Надгробие - это тот же исторический документ, где зафиксированы сословная принадлежность, чины и звания, фамильные связи и общественное положение, сведения о времени жизни и смерти, заслуги перед Отечеством. Эпитафия - такой же памятник нематериальной культуры, который нуждается в охране.
По сути, все кладбище - огромный памятник. Несмотря на бурные советские годы, здесь сосредоточено обилие архитектурных шедевров на одном квадратном метре. Даже краткий обзор наиболее примечательных дореволюционных образцов дает хорошее представление о «других временах, других нравах».
Из исторических надгробий на кладбище сохранились преимущественно купеческие. Они достаточно монументальны, изготовлены из очень прочных материалов и призваны простоять века, свидетельствуя о своих владельцах как о людях долга и чести.
Характерной чертой купеческих захоронений являются семейные погребения. На кладбище сохранились подобные захоронения купцов Авдеевых, Вачуговых, Котельниковых, Котовых, Логутовых, Маклаковых, Мешкичевых, Остолоповских, Поляковых, Шашиных. Титаническими стараниями бывшей смотрительницы Светланы Волковой они по возможности приведены в порядок. Примером может послужить захоронение известных купцов Авдеевых, занимавшихся скобяной торговлей.
В основном, на всех надгробиях представителей данного сословия памятные надписи начинаются словами типа: «Господи, прiими духъ его (ея) съ миромъ». Как правило, они высечены на памятнике в виде креста на постаменте самой разной модификации. На передней стороне указывались сведения об усопшем, а на тыльной цитата из Священного писания или стихотворное посвящение: «Подъ симъ памятникомъ// погребено тело// Чистопольской купеческой жены//Агриппины Стефановны// Авдеевой// Скончавшейся въ Туле.// 10-го iюля 1895 года.// Житiя ея было 48 летъ». Очень трогательна эпитафия на обороте памятника из белого мрамора: «Дети! Здесь Ваша мать, моя супруга.// Встанемъ при гробе друга,// Будемъ горько слезы лить// У Творца Небеснаго покоя ей// вечнаго просить!// Благодарный мужъ// незабвенной супруге».
Надгробия представителей крупного купечества всем своим видом говорят о высоком общественном положении погребенных, хотя очень часто надписи на монументальных гранитных возвышениях до крайности кратки и просты, что, в свою очередь, тоже является показателем аскетизма людей строгих правил: «Здесь покоится прахъ раба Божiя// Алексея Васильевича// Остолопавскаго// родился 9 октября 1855 года// скончался 8 мая 1910 года». Две строчки, высеченные сбоку обелиска из черного гранита на пьедестале, также красноречиво говорят сами за себя: «Кабановъ// Москва-Мясницкая». А надгробие на могиле купчихи Анастасии Степановны Остолоповской, пожертвовавшей крупную сумму на строительство Троицкого храма в селе Чистопольские Выселки, примечательно тем, что на поверхности памятника в виде часовни из черного гранита укреплен медальон из белого мрамора с горельефом головы Спасителя в терновом венце. Местные вандалы не могли спокойно пройти мимо него, но и побитая, скульптура сохранила свое благородство и торжественное величие.
Многие памятники подобного типа имеют аркосолии - специальные ниши для иконы или мозаики. К примеру, очень величественное надгробие из того же черного гранита в виде обелиска - на пьедестале могилы одного из известнейших купцов конца ХIХ века, хлеботорговца И.Л.Мешкичева. Подиум состоит из двух квадратных в плане плит, поставленных одна на другую. На подиуме крепился на металлических пилонах сам памятник. Надпись на памятнике засвидетельствовала на века то, что его владелец был видным господином и занимал высокое положение в обществе: «Потомственный// Почетный Гражданинъ// Иванъ Леонтьевичъ// Мешкичевъ// Род. 7 Сентября 1826г.// Сконч. 15 Апръля 1905г». Эпитафия на постаменте - цитата из Евангелия: «Върующий въ Меня// имъетъ жизнь въчную.// Iоан. 6 гл. 47. ст.».
Одна из ветвей многочисленного клана Мешкичевых имела свою родовую усыпальницу. В конце ХIХ века на средства состоятельных горожан для ежегодной торжественной встречи иконы Грузинской Божией Матери из Раифского Богородицкого мужского монастыря был построен одноименный храм-часовня. По некоторым сведениям, впоследствии именно в нем хоронили членов семьи Мешкичевых. А в 30-е годы прошлого века, в период «большого террора», это место стало печально известным среди «посвященных» так называемым временным моргом: знатоки утверждают, что в холодное время года сюда складывали тела расстрелянных, которых, из-за большого скопления, не успевали вовремя предавать земле.
Надпись на другом камне, который почти полностью «врос» в землю, в очередной раз доказывает, что сословная преемственность являлась важной составляющей в жизни предпринимателей: «Подъ симъ камнемъ погребенъ Сынъ// Чистопольскаго купеческаго Сына// Прокопiя Матвеича Шашина,// Младенецъ Iоанъ родился 1858 (даты - славянскими цифрами) года// iюня 4 дня скончался 1859 года февраля// 16 дня Житiя его было 1 годъ 9 мцвъ и 14 дней».
В чреде купеческих надгробий особо выделяется высокая скульптура из белого мрамора в виде скорбящего Ангела во весь рост. Этот чудом уцелевший памятник был установлен на могиле II гильдии купца А.Н.Маклакова, скончавшегося 20 мая 1905 года «на 68-м году жизни. Память его 2 октября». Андрею Нестеровичу принадлежало одно из красивейших зданий в самом центре Чистополя - бакалейный магазин на улице Архангельской, на фасаде которого еще сохранилась надпись: «Чай. Магазинъ. Сахаръ» (современный магазин «Конфискат», улица Ленина, 47).
Надо отметить, что Ангелы на могилах - дань традициям Германии, подданные которой также нашли упокоение на кладбищах нашей страны. Такие скульптуры могли позволить себе только люди очень состоятельные, и для их изготовления приглашались лучшие столичные мастера. Мода на такие памятники быстро распространилась и в уездных центрах империи. Остается только удивляться, как устроители нового мирового порядка могли себе позволить оставить невредимым настолько примечательный символ ушедшей эпохи, да еще на самом видном месте. Ведь практически на всех дореволюционных надгробиях сбиты кресты, видно, что предпринимались очень серьезные (все же иногда тщетные) попытки если не уничтожить целиком, то хотя бы нанести урон памятнику.
(Продолжение следует)
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев