Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

«Шереметевы люди» в истории купеческого Чистополя(продолжение)

...

ВАЧУГОВЫ

Из шереметевских крепостных крестьян берет начало династия потомственных мастеров-кожевенников старообрядцев согласия по Кресту – Вачуговых. Как и Челышевы, они появились в с.Богородское Чистопольского уезда в ходе переселенческой политики помещика Шереметева. Постепенно из домашней артели Вачуговы смогли подняться до владельцев кожевенного завода – крупного предприятия со своим уставом, уникальным процессом производства, наемными и надомными рабочими. Прервалось многовековое семейное дело после Октябрьской революции.

Самые ранние сведения о Вачуговых датируются серединой XIX века. Из исповедальной книги Покровской церкви села Богородское Чистопольского уезда от 1847 года известно, что в одном домовладении проживало несколько поколений большого семейства:

«Николай Иванович Вачугов, 69 лет, вдов. У него сын Григорий, 41 год, с женой Прасковьей Сергеевной. Дети их: Татьяна (девица), Федор, Мария, Яков, Елена, Семен.

Вдова умершего крестьянина Семена Ивановича  – Марина Ивановна. У нее дети – Иван, 36 лет, Михаил, 26 лет, Петр, 18 лет, – (холост). У Ивана жена – Васса Петровна. У них дети – Иван, Агриппина, Анна. У Михаила жена – Прасковья Алексеевна.

Вдове Марине Ивановне невестка – умершего крестьянина Степана Семеновича жена – Екатерина Петровна. У нее дети – Григорий (холост), дочери девицы Татьяна и Настасья».

С конца 50-х годов XIX века вдовы Прасковья Сергеевна и Екатерина Петровна Вачуговы со своими домашними проживают в Чистополе. Об этом свидетельствуют церковные записи городской Спасской церкви. Все семейство числится раскольниками «рябиновой секты». Переезд, вероятно, был связан с сильной конкуренцией, растущей среди местных кожевенников.

Сегодня сложно себе представить, но в четырех селах Богородской волости кожевенных заводов было больше, чем во всей Московской губернии. Из 347 кустарей-кожевенников всей Казанской губернии 229 жили именно в Чистопольском уезде. Так, на начало XX века в 67 артелях Богородской волости работали 344 человека, 300 из них были заняты производством конских упряжек и рукавиц. Среди изделий богородских мастеров высоко ценилась на ярмарках изысканная конская упряжь, которую изготавливали из верблюжьей кожи.

Изготовление рукавиц – исконный промысел мастеров-ремесленников Шереметева. В с. Богородское их шитьем занимались исключительно женщины. Одна мастерица могла за год изготовить до 25  тысяч пар. До пошива снаружи проводили 2 полосы: одну широкую фуксином, и две узкие черного цвета раствором медного купороса. Эти три полосы являлись отличительным признаком  именно богородских изделий.

Примечательно, что по Толковому словарю В.И. Даля слово «вачега» (вачига, вачога, вичега) не что иное, как используемая в металлургии плотная холщовая рукавица.

«…Рукавица либо вязаная шерстяная варега, либо суконная. Иногда ладонь суконная, а верх кожаный, иногда рабочая варежка, покрытая по ладони лоскутом кожи».

В Чистополе вдова Григория Николаевича Вачугова – Прасковья Сергеевна – содержала спичечный завод. На городском выгоне им принадлежало предприятие по переработке коры. В 1855 году был основан кожевенный завод братьев Вачуговых (в советское время – обувная фабрика «Труд»). Это предприятие строилось на артельных началах сыновьями Прасковьи Сергеевны – Федором Григорьевичем и Яковом Григорьевичем Вачуговыми совместно с мещанином Василием Алексеевичем Поповым (к началу XX века Поповы занялись хлебной торговлей). Место для строительства кожевенной мануфактуры было выбрано не случайно. Может показаться странным, что артельщики выб­рали столь неудобный участок городской земли. Дело в том, что для выделки кожи необходимо большое количество проточной воды. Устье реки Берняжка и обилие родников в окрестностях Подгорной улицы стали идеальным местом расположения завода (родник за фабрикой существует до сих пор). Изначально предприятие братьев Вачуговых представляло­ собой оборудованные деревянные сараи. Каменные корпуса были возведены приблизительно в  80-е годы  XIX века. Кирпич закупали у купца В.Л.Челышева.

Василий Львович Челышев на начальном этапе своей предпринимательской деятельности тоже занимался выделкой кож, конкурируя с Вачуговыми, но кирпичное производство оказалось более выгодным в связи с возрастающим спросом на каменные постройки. В новом каменном корпусе размес­тились посадная мастерская с баней и кладовой, корьянка и машинное здание. Три каменных корпуса и три деревянных склада были под кладовыми. К машинному отделению примыкал большой деревянный сарай, занимаемый резкой. Во дворе располагались амбар для нефти, каменный овин, деревянный склад для материалов, деревянная лавка.

К началу XX века большая часть семейного предприятия принадлежала Макарию Яковлевичу Вачугову. Из сведений архивного фонда Казанской губернской казенной палаты за 1913 год следует, что ежегодно фабрика производила товаров на сумму 200 тысяч рублей. Численность рабочих от 17 до 55 лет составляла 95 человек. Это довольно крупное предприя­тие содержалось по промысловому свидетельству 4 разряда. Завод поменьше с оборотом в 10 тысяч руб­лей принадлежал мещанину Януарию Федоровичу Вачугову (двоюродный брат М.Я. Вачугова). Купцы Вачуговы поставляли на российский рынок опоек (выделанная кожа годовалых телят), юфть – особо выделанную красную и черную кожу. Этот материал использовали для изготовления деталей верха обуви, мелких кожаных аксессуаров, экипажей и для обивки мебели. Продавали мостовье и конину – неокрашенную кожу без тщательной отделки, которая использовалась для изготовления обуви, в частности, солдатских сапог и рыбацких бахил. Ассортимент кожевенных товаров был представлен в магазинах на Архангельской улице (совр.  улица Ленина).

Вачуговым и их родственникам принадлежало более десятка жилых домов по всему городу. Сохранился деревянный дом на пересечении Екатерининской и Поляковской улиц (совр. улица К. Маркса, 82). Хозяин этой усадьбы – мещанин Артемий Яковлевич Вачугов занимался хлебной торговлей, являлся председателем совета рябиновской общины. Ему принадлежала механическая мельница с оборотом в 65 тысяч рублей. У южной окраины города в начале XX века располагались усадьбы наиболее именитых чистопольских предпринимателей-хлеботорговцев. Причем улицу Поляковскую целиком занимали купцы-старообрядцы: Вачуговы, Кокорышкины, Челышевы, Вязьмины, Шашины.

Отметим, что территориаль­но­ купцы Вачуговы все же были привязаны к району р. Берняжки. Так, дом Макария Яковлевича располагался в непосредственной близости от кожевенного завода. Месторас­положение дома можно определить­, спускаясь от перекрестка улицы Вахитова к обувной фабрике. В этом мес­те по левую сторону улица Л.Толстого имеет заметную возвышенность. Особняк был вторым от края, стоял после дома мещанина Маслова. Усадебный комплекс состоял из каменного двухэтажного особняка, ворот, большого каретника, погреба, сарая и навеса. В советское время был приспособлен под общежитие для рабочих обувной фабрики (утрачен в конце 1990-х гг.).

На улице Подгорной за Вачуговыми числился также жилой деревянный дом. Он располагался на территории кожевенного завода. Эта усадьба, вероятно, была построена братьями Вачуговыми еще в середине XIX века (дом не сохранился). До Октябрьской революции там проживал со своим семейством Януарий Федорович Вачугов. Два жилых дома по улице Петропавловской (совр. улица Вахитова) принадлежали мещанину Ивану Ивановичу Вачугову (старшему), в 1912 году перешли по наследству его детям и внукам (сыну Ивану Ивановичу младшему и внуку Осипу Алексеевичу). Хозяевами двух домов в Узеньком переулочке (улица Д. Бедного) числились Федор Иванович и Евдокия Дормидонтовна Вачуговы.

О семье Макария Яковлевича Вачугова известно немного. У него было четверо сыновей – Савва, Григорий, Петр, Иван, Леонтий и две дочери, их звали Аскитрея и Александра. Аскитрея Макарьевна была замужем за мещанином Лазарем Тарасьевичем Жигановым. Чистопольские мещане Жигановы были единоверцами Вачуговых. С середины XIX века занимались хлебной торговлей, владели мукомольной мельницей и маслобойным заводом.

 

Продолжение следует

 

Юлия Гаврилова, старший научный сотрудник Музея истории города Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев