Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

«Шереметевы люди» в истории купеческого Чистополя

В своих многочисленных вотчинах Шереметевы устраивали разные промыслы.

В истории чистопольского купечества есть немало знаковых старообрядческих фамилий, связанных «купчей крепостью» со знаменитым дворянским родом Шереметевых, а точнее, с именем графа Василия Сергеевича Шереметева (1752–1831). Из его крепостных в люди вышли фабриканты Вачуговы, купец I гильдии коммерции советник Василий Львович Челышев с супругой Екатериной Васильевной, хлеботорговцы Вязьмины, Тикуновы, Погодины, Пономаревы, Сорокины и многие другие.

Василий Сергеевич Шереметев – военный деятель, генерал-майор, боевой соратник А.В. Суворова, участник нескольких русско-турецких войн и кавалер многих орденов. После увольнения от службы он устроился жить с семьей в своем родовом имении – селе Богородское Горбатовского уезда Нижегородской губернии, доставшемся от князей Черкасских в XVIII веке.  Став владельцем села Богородское и приписанных к нему пяти деревень, Шереметев в сравнительно короткий срок приобрел разными способами от мелкопоместных дворян в районе еще шестнадцать селений. Шереметевы увеличивали количество крепостных в своих вотчинах как за счет присоединения новых земель, покупкой земель вместе с крестьянами, так и приобретением отдельных крестьян (в большей степени это были мастеровые люди). По данным историка Михаила Ивановича Семевского, сделка на покупку одного крестьянина или дворового человека обходилась Шереметевым в 120 рублей серебром.

В шереметевских вотчинах складывался особый уклад бытовой жизни крестьян. Об этом свидетельствует недавнее исследование историка А.В. Малышева под названием «Село Богородское Горбатовского уезда Нижегородской губернии и ближайшие селения в 1860 году». Из описи крестьянского имущества, составленной незадолго до отмены крепостного права, следует, что на 900 семей приходилось около 890 изб и 160 домов. Большинство домов были двухэтажными, встречались и двухэтажные избы. Как различал писарь эти строе­ния, неизвестно, можно лишь предположить, что дом – строе­ние более капитальное. Двухэтажные дома были «с сеньми и к­летью», «с сеньми и задней», «мизамином», пятистенные. И если все дома были жилыми, то многие избы предназначались для ремесла. Избы «для стрижки овчин», «для сыромятной работы», «печения калачей», «для валяния теплой обуви», «мучная лавочка». Из хозяйственных построек около 100 «амшеников» (омшаники, зимовье для пчел), «ряжей» (гидротехническое сооружение) – 360, «конюшников»  – 60, «анбаров» – 280, «напогребников» – 340. Также 12 каменных кладовых и 465 бань. Так, у 55-летней вдовы Пелагеи Васильевны Челышовой с семейством по описи от 1860 года значились: «У них дом двухэтажной с сеньми и задней, ряж, анбар, изба для печения калачей, баня, лошадей 3, корова 1, свиней 1, кур 7».

Академик П.И. Кеппен, побывавший в 1830 – 1840-е годы в других селах-вотчинах Нижегородской губернии – Иванове, Павлове и Ворсме, отмечал, что предприниматели и мастеровые люди жили в домах каменных с железными крышами. По замечаниям других наблюдателей бытовой жизни шереметевских крестьян в Пензенской губернии, сохранились записи следующего содержания: «Они жили в домах под железными крышами, в их семьях выписывались труды Карамзина».

Все крестьяне села Богородское занимались только ремеслами, имели огороды, многие держали скот и птицу. Они не занимались хлебопашеством. Полное отделение от земледелия произошло по велению помещика уже к 1767 году. В свои­х многочисленных вотчинах Шереметевы устраивали разные промыслы. Жители этого большого села уже в XVII веке в силу малоземельности активно занимались горшечным, шорным делом, валянием войлока, выделывали кирпич, варили столярный клей, изготавливали чугунные изделия. Село Богородское считалось одним из крупнейших центров кожевенного производства в России. С целью расширения производства и налаживания новых рынков сбыта кожевенники и другие ремесленники принудительно или добровольно переселялись в дальние имения, которые находились в Нижегородской губернии и других местах России.

С этой целью в середине XVIII века В. Шереметев приоб­рел у татарского мурзы Уркеева деревеньку Уратьма и переселил сюда мастеровых и ремесленных людей из своей­ нижегородской вотчины. Официальное название нового владения помещика – сельцо Новобогородское или Богородское – никогда не использовалось местным населением. Село практически всегда называлось и зналось как Шереметьевка (Шереметевка). Удобное расположение Шереметьевки на трех полноводных притоках Камы (р. Кривая речка, р. Малая речка, р. Уратьма) способствовало развитию не только земледелия и коневодства, но и кожевенного, шорного производства. У каждого двора была своя заводь, где вымачивали и мяли кожу. Шереметевские крепостные мастера по выделке кож работали по паспортам в Чистополе, Старошешминске и других крупных населенных пунктах Казанской губернии. В архиве вотчинного правления Шереметевых сохранилось письмо от священника села Архангельское (Чистое Поле тож), адресованное Евдокиму Демидову «железным заводам жительству»…

17 марта 1768 года

«…в том, что имеется он (крестьянин с. Богородского вотчины С.В. Шереметева Иван Спиридонов) Иван у нас в селе для делания сыромятных кож и для шитва рукавиц по пашпорту с прошлаго 1767 года. И во оном нашем селе сочетался законным браком онаго года сентября 21 числа онаго нашего села на девице Домне Ивановой дочери и мною священником Андреем Григорьевым обвенчан и в том и сие писмо дано».

К началу XX века село Богородское превратилось в один из богатейших производственных центров Казанской губернии. Кожевенные товары, зольная шерсть, войлок и рогожа поставлялись на Нижегородскую ярмарку, в центр текстильной промышленности Российской империи – г. Иваново – Вознесенск Владимирской области и другие крупные города. В селе функционировало более трех десятков кожевенных и шорных производств. Выделке кож обу­чали здесь же, в специальном ремесленном училище. На его основе в начале XX века была открыта фабрика шорных изделий.  В начале XX века в селе располагалось волостное правление, действовала Успенская церковь, 3 старообрядческие молельни, 2 земские школы, земская больница, ссудосберегательное товарищество, 31 кожевенный и 2 кирпичных завода, 3 войлочных заведения, 5 кузниц, водяная мельница, 5 корьевых толчей, трактир, 7  пивных, казенная винная и 24 мелочные лавки. По понедельникам устраивался базар, раз в год – 24 июня – с размахом проходила Ивановская ярмарка.

В 60-е годы XIX века врач Николай Карпович Анциферов открыл в селе санаторий, в котором лечили кумысом больных туберкулезом. В Шереметьевке процветала торговля нескольких купеческих домов. Здесь сохранились жилые дома Ф.М.Гоношилина, П.А. Вязьмина, склады и дома купцов Тикуновых, Королевых, Липатовых, торговые лавки купцов Баклушиных, Бабушкиных, Кузнецовых.

До революции село было одним из крупных центров старооб­рядчества в Чистопольском уезде. Известно, что Шереметевы весьма лояльно относились к вероисповеданию своих крестьян, старательно не замечая раскольничьих убеждений и выдерживая принцип «Беречь крестьян – это сила России», который передавался из поколения в поколение.  В общем, прекрасно понимали, что крестьяне своей деятель­ностью, особенно «капиталистый» их тип, были неиссякаемым источником накопления этих самых капиталов.

 

Продолжение следует Юлия Гаврилова,старший научный сотрудник Музея истории города  Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Галерея

Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев