Схиархимандрит Сильвестр посвятил себя служению Господу и чистопольцам
Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери и Свято-Никольского собора Чистополя схиархимандрит Сильвестр (в миру — Анатолий Кульков) известен многим чистопольцам.
Он очень много сделал для развития православия на Чистопольской земле. Одной из главных его заслуг, бесспорно, является реставрация и возрождение к жизни жемчужины нашего города — Никольского собора.
Многие поколения чистопольцев знали отца Сильвестра и благодарны ему за труды. Одна из них — Галина Кузнецова, которая много лет трудилась певчей в чистопольских храмах и знала батюшку лично. Она собрала и подготовила материал о годах служения отца Сильвестра на Чистопольской земле. Сегодня и в последующих номерах нашей газеты представляем его вниманию читателей.
В далеком 1976 году теплым майским солнечным днем на Чистопольскую землю ступил игумен Сильвестр (Кульков). Батюшке было 40 лет, он имел уже пастырский и жизненный опыт. Но еще 40 лет предстояло ему прослужить и 45 прожить в нашем городе. Период этот можно назвать эпохой для церковной жизни города. Да и сам он, много сделавший для храмов и приходской жизни, стал настоящим человеком-эпохой.
ДУХОВНЫЕ МАЯКИ
Иерейская хиротония отца Сильвестра состоялась 14 октября 1971 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Никольском кафедральном соборе в Казани. Ее совершил архиепископ Казанский и Марийский Михаил.
Местом пастырского служения батюшки стал храм Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновки — единственный в те времена в окрестностях Йошкар-Олы, столицы Марийской республики. Здесь отец Сильвестр прослужил четыре с половиной года. Определением следующего архипастыря — епископа Пантелеимона — он в 1976 году был назначен настоятелем Казанской церкви в Чистополе.
Вспоминая советские времена почти 50-летней давности, нужно сказать, что храмы тогда были как духовные маяки — по одному на сотни, а порой и на тысячи километров. Казанский храм в нашем городе был форпостом Православия в Закамье. На территории современной Чистопольской епархии был еще только один храм — в селе Биляр Озеро в Нурлатском районе, довольно далеко от Чистополя. Следующим храмом — уже в дальнем Закамье — был Иоанно-Предтеченский храм в селе Костенеево Елабужского района.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
Промыслительно, что первое богослужение в Чистополе отец Сильвестр совершил в праздник святителя Николая Чудотворца, в день перенесения его мощей в Бари. Святителя Николая широко почитали верующие чистопольцы. До революции город украшал Свято-Никольский собор. Был и Никольский придел в Успенском храме нашего Чистопольского женского монастыря.
Вечером 21 мая в Казанском храме состоялось торжественное всенощное бдение. Храм был просто переполнен народом, который заполнил весь притвор, стоял у северных и южных открытых настежь дверей. На полиелее помазание богомольцев закончилось уже на первом часе.
В храме пели два хора. Правым руководила уже в течение 30 лет инокиня Ираида (Раисова) — одна из насельниц нашего монастыря. Этот восьмиголосный хор состоял из сестёр обители и чистопольцев, получивших музыкальное образование ещё в дореволюционных гимназиях. Левым хором руководила Анна Ивановна Захарова. Он образовался в 50-е годы, когда в Чистополь начали приезжать, чтобы поднимать своих внуков, сельские певчие. В этом хоре пели певчие сельских порушенных храмов из Черемухи, Новошешминска, Петропавловки, Архангельска, Екатериновки и других. Это была плеяда сельских певчих — самородков русской земли.
21 мая по пасхальному ликующе прозвучали на катавасию ирмосы Пасхи композитора А. Л. Веделя и праздничное «Христос воскресе» Е. Потеряйко. 22 мая, в сам праздник святителя Николая, в переполненном народом храме состоялись две Литургии. В конце поздней литургии был совершён праздничный молебен святителю Николаю с акафистом на распев. Припев «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» едиными устами пел весь храм.
Отец Сильвестр был приятно удивлён такому широкому почитанию этого дня: «Многое здесь, в глубинке, вы сохранили. Какое же народное почитание святителя Николая у вас», — отметил он в проповеди. Общегородское торжество принесло ему с первых дней служения на нашей земле радость и вдохновение, столь необходимые в настоятельских и пастырских трудах.
«БЕЛЫЕ ПЛАТОЧКИ»
В те времена, когда до тысячелетия Крещения Руси было ещё очень далеко, атеистическая пропаганда была в своём апогее. Однако наш город всегда считался неблагополучным в атеистическом отношении. Об этом неукоснительно твердили на различных конференциях, слетах, смотрах, собраниях. В городе работали православный храм, мусульманская мечеть, старообрядческие молельни и не одного толка, в городе присутствовали христиане баптисты и другие.
Во всех без исключения городских предприятиях, в различных коллективах, даже численностью в несколько сотрудников, был человек, отвечающий за атеистическую работу в коллективе. Вот в такой обстановке отцу Сильвестру нужно было трудиться, быть кротким, как голубь, и мудрым, как змий, чтобы сохранить православие на нашей земле.
Слава Богу, бесстрашных «белых платочков» — женщин, сохраняющих верность Богу и Церкви — в городе было немало. Они трудились в здравоохранении, на городских предприятиях и были постоянными прихожанками Казанского храма. Несли они в своём сердце любовь ко Господу, Царице Небесной, угодникам Божиим и к Матери-Церкви, которую им своим ярким жизненным примером привили насельницы Чистопольского женского монастыря.
Не боялись наши «белые платочки» никаких наказаний или прещений. Они честно и добросовестно трудились, часто были передовиками производства, имели отраслевые и правительственные награды, но оставались верующими. За такую «аморальную жизнь» их лишали годовых и квартальных премий, других денежных вознаграждений, снимали с очереди на жилье или совсем его не давали, высмеивали в стенгазетах. Но они были непреклонны, служа примером верности Господу и Матери-Церкви.
В Чистополе доживали свой век, пройдя путь исповедничества, последние сестры Чистопольской обители. Они служили примером горячей молитвы ко Господу, послушания, смирения, любви к народу Божию. Их всех отец Сильвестр проводил в последний путь. Вот такой православный народ предстал пред нашим новым настоятелем.
НЕПРОСТОЕ СЛУЖЕНИЕ ПАСТЫРЯ
Нагрузка на пастырей в те времена была огромной. Со всех районов приезжали к батюшке люди с различными вопросами. В храме строго исполняли круг суточных и годовых богослужений, было множество треб. Во все воскресные и праздничные дни обязательными были две Литургии.
В штате храма постоянно было три священника и диакон. В те времена священников постоянно переводили с прихода на приход, чтобы они не оказывали влияния на людей. К примеру, в один из годов в 70-е на приходе сменилось семь диаконов. Вот такой была кадровая политика уполномоченных по делам религии того времени.
Жили батюшки на частных квартирах у прихожан, иногда в очень стесненных, часто и холодных условиях; ведь город стоял еще на балансе у гортопа.
Постепенно отец Сильвестр обживался, вникал в приходскую жизнь, находя общий язык с власть предержащими и с церковным советом, который в те времена возглавляли старосты. Но такая, более менее уравновешенная жизнь, продлилась недолго…
Продолжение следует
Внимание! Данная публикация является собственностью «Чистополь-информ». Любая ее перепечатка и размещение в открытых источниках в Интернете (даже со ссылкой на наше издание) является нарушением авторских прав и преследуется законом!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев