Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
Нашей истории строки

Православная колыбель Чистополя

Храму Казанской иконы Божией Матери – 175 лет

Послевоенные годы: центр духовной жизни трёх епархий

 

К концу 1945 года в штате храма было четыре священника и диакон. Настоятелем был отец Павел Ласонкин, переехавший в Чистополь из Билярска. С самого начала в храме полностью совершался весь суточный и годовой круг богослужений, было очень много различных треб, во все воскресные и праздничные дни неукоснительно были две литургии.

Но на одном Престоле нельзя ежедневно совершать две литургии. Тогда для совершения ранней литургии был освящен переносной Престол. Он был посвящен первоверховным апостолам Петру и Павлу. Каждый воскресный день и праздник за ранней литургией им пели тропарь и кондак. Да и в наше время он бывает востребован. В дни специальной военной операции на нём совершали выездную литургию в одном из воинских подразделений в Казани. С появлением этого Престола в храме появился и образ первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот храм стекались со всеми жизненными требованиями жители районов нашей Чистопольской епархии, а также Казанской и Альметьевской. Такой большой объём совершаемых богослужений и треб ставил храм на один уровень с храмами столицы республики, ведь ежедневно совершаемые богослужения в те времена были только в Казани.

В 1950-х годах до своей смерти настоятелем был протоирей Иоанн Лизунов, который смог в эти тяжкие годы установить в храме иконостас, расписать храм и купол. Но храм лишился за это своей приходской машины, на которой священники ездили по домам прихожан, совершая различные требы и таинства, к больным и умираю­щим людям.

В это же время при храме образовался второй хор из певчих сельских порушенных храмов сёл: Екатериновки, Новошешминска, Черемуховской, Архангельской, Петропавловской Слобод и других. Они пели всегда раннюю литургию.

Совсем недавно, в 2019 году, храм проводил последнюю труженицу этого хора Анну Ивановну Парфёнову. Скончалась она, прожив патриарший 90-летний возраст. Молодой вдовушкой в 28 лет Анна Ивановна переступила порог левого клироса в годы хрущёвских гонений и пропела в нём до конца своей жизни. Не страшили её никакие наказания, ни запреты, ни лишения на работе. Имея неплохие музыкальные данные, она быстро освоила основы церковного пения и церковнославянский язык. Несла она в своём сердце верность Господу и Царице Небесной и Матери-Церкви. И таких тружеников в храме было немало.

 

«Неопалимая Купина»:

чудо среди пожара и гонений

Очень сложно было выжить храму в 60-е годы, когда страна должна была увидеть последнего попа по телевизору. В 1961 году по требованию Совета по делам религий при Совете Министров СССР была проведена реформа приходского управления, которая в корне подрывала порядок управления на приходах и нарушала весь сложившийся веками уклад церковной жизни. Настоятели приходов устранялись от руководства приходской жизнью и становились наемниками для исполнения религиозных потребностей у мирян, что было антиканонично. Руководителями приходов становились старосты, назначавшиеся гражданской властью.

Инициаторы реформ через такие нововведения надеялись развалить приходскую жизнь изнутри и подорвать авторитет Церкви и духовенства у народа. Слава Богу, в Чистополе этого не случилось. В те годы в нашей Казанской епархии было всего 13 приходов. В Казани было три прихода и три прихода в районных центрах Татарской Республики, остальные семь были сельскими приходами. Все три городских прихода были кладбищенскими храмами и все три – в нашем Закамье: в Чистополе, Мамадыше и Мензелинске.

В 60-е годы настоятелем до своей смерти в 1965 году был протоиерей Александр Самойлов. В годы его настоятельства в храме случился пожар, в котором пострадала вторая половина. Нетронутым огнём оказался образ Божией Матери «Неопалимая Купина», хотя справа и слева от него выгорело всё. Случилось всё это в середине Великого поста, а к празднику Пасхи все следы пожара были устранены, и храм сиял уже чистотой.

В эти годы особенно сложно было второму и третьему священникам и диакону. Их очень часто по распоряжению уполномоченного по делам религий меняли с места на место, чтобы не было священнического влия­ния на прихожан. В то время они жили на частных квартирах у прихожан, часто в очень сложных, тяжелых и холодных условиях, и в храме всегда был запас теплых одеял и подушек.

Приход, как и вся Русская Православная Церковь, платил огромные взносы в Фонд мира. Это были строго обязательные платежи. В 60-е годы церковному совету удалось купить жилой дом на улице Карла Маркса, в котором стали жить наши настоятели. В этом доме прожил 45 лет отец Сильвестр (Кульков), теперь там будут жить другие поколения священников, тружеников нашей Матери-Церкви.

Постепенно появилось и второе жильё рядом с храмом, в котором жили часто меняющиеся второй и третий священники и диакон. Теперь они все жили одной большой приходской семьёй, подставляя плечо друг другу в трудные моменты. Храм никогда в эти тяжелые годы не испытывал недостатка в своих тружениках, хотя в те годы, например, нельзя было пенсио­неру устроиться в храм даже на самую простую работу дворника, сторожа или уборщицы. Такой труженик лишался своей пенсии. Трудно было, очень трудно, но храм всё перенёс. Слава Богу, все наши старосты храма были глубоко верующими людьми, да и Господь их умудрял, как поступать в сложных ситуациях. Всех их было пять человек. Имена их сохранились в памяти благочестивых чистопольцев.

 

Труженица прихода преподобного Сергия Радонежского г. Чистополя Галина Васильевна Кузнецова

 

Продолжение следует.

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

 

Подписывайтесь на наш канал MAX «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев