Чистополь-информ
  • Рус Тат
  • Поделитесь воспоминаниями предков о Чистополе, реликвиями с музеем!

    В рамках масштабной работы по реализации идеи создания новых музеев и реконструкции уже имеющихся в городе планируется открыть музей чистопольского купечества. Он разместится в одном из бывших купеческих усадеб – доме купца I гильдии А.А.Подуруева (улица К.Маркса, 8), ныне музей истории города, который находится рядом с Никольским собором).

    Необходимость появления музея данной тематики продиктована самой историей дореволюционного Чистополя, одного из красивейших уездных городов России. Здесь замечательно сохранилась практически первозданная старина, уникальная и неповторимая, старина купеческая.

    Как известно, подавляющее большинство купцов принадлежали к различным старообрядческим согласиям. Именно из среды староверов вышли родоначальники крупнейших династий, имена которых неразрывно связаны с историей русской торговли и предпринимательства: Челышевы, Шашины, Мельниковы, Мясниковы, Вачуговы, Логутовы и многие другие. Это были люди, благодаря которым впоследствии сложился образ «русского хозяина»: воплощение чести и достоинства «великорусского мужика», упорного стяжателя, прижимистого, твердого, настойчивого в труде, смекалистого, ловкого, одаренного, с несокрушимой преданностью вере предков.

    Одним из самых многочисленных согласий в Чистополе и уезде было рябиновое согласие (или «по чесну Кресту», как они себя именовали) – явление самобытное и практически неизученное. Кроме города Чистополя, общины рябиновцев были зарегистрированы в деревнях Мельничный Починок Лаишевского уезда (ныне Рыбно-Слободский район), Малый Толкиш и Шереметьевка (последняя ныне в составе Нижнекамского района), имели распространение в селе Елантово (ныне Нижнекамский район) Чистопольского уезда.

    В фондах Чистопольского музея-заповедника хранятся некоторые предметы наследия старообрядческой культуры, переданные в разное время дарителями. В качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды нельзя не признать коренное местное население. Роль чистопольцев в воссоздании культурных ценностей территории огромна. Из небольшого вещественного ряда можно назвать такие уникальные образцы, представленные в экспозиции музея истории города, как святыня рябиновцев – восьмиконечный крест, высеченный из рябины и вставленный на деревянную основу; два комплекта русских сарафанов (косоклинный и более поздний – круглый), аналоги которых сохраняются и сегодня в старообрядческой среде.

    Известно, что сарафаны переданы в музей в 1998 году чистополкой­ Риммой Усмановной Мухиной, проживавшей в то время по улице Льва Толстого. Остаются открытыми вопросы: кому принадлежали вещи, когда и кем изготовлены, где применялись? Поэтому убедительно просим откликнуться Римму Усмановну, а также других потомков людей долга и чести, именами которых славилось Отечество наше, кто может и готов поделиться с этой стороной быта и бытия своих предков.

    Да, за давностью лет, «когда иных уже нет, а те далече», реконструкция привычного хода жизни далеких предков, выраженного в повседневных делах, больших и не очень, укладе жизни и быта, мировоззрении и мировосприятии, кажется делом достаточно сложным. Но вопреки безжалостно уходящему времени остается главное, хранящее в себе живые голоса свидетелей-очевидцев – предание. И это не менее ценный документ, а возможно, и более. Ведь живые люди знали и знают то, о чем молчат учебники и официальные бумаги. Радости и печали, бытовые мелочи, отношение к идеологии, власти, личные впечатления – именно из «истории повседневности» и создается общая картина, которая без этих историй была бы неполной. Предание есть то, что не мертвеет по прошествии времени, не уходит в небытие, а передается. Мы помним рассказы своих дедов, а они – своих и поведали нам. В каждой семье были и есть такие легенды.

    Сохраним ли мы наше общее предание? Будет ли жива память о «цветущем уездном городе Прикамье, лучшем по постройкам в Казанской губернии»? Это зависит от нас с вами, дорогие чистопольцы! Мы готовы выслушать ваши истории и принять в дар предметы старины, которые найдут достойное место в деятельности музея-заповедника. Телефон музея – 5-11-07.

     

    Ирина Мясникова, старший научный сотрудник музея истории города

    Реклама
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: