Память о поэте, писателе живет в сердцах его близких
Больше узнать о Руслане Галимове помогают записи из дневников, воспоминания супруги Лидии Галимовой и брата Анвера Шарафутдинова.
Чистополь – родина многих известных, талантливых людей. Здесь родилось немало творческих личностей. К числу таковых относится и поэт, прозаик, публицист Руслан Галимов.
Он родился в Чистополе 24 апреля 1946 года, учился в школе №1 и окончил семь классов. Любимой учительницей была краевед Нина Степановна Харитонова.
В 1965 году его призвали в армию. Отслужив три года в стройбате, после демобилизации устроился на работу техником почтовой связи.
Больше узнать о поэте, прозаике Руслане Галимове помогают его записи из дневников, которые он вел, начиная с 1969 года до последних своих дней, воспоминания супруги Лидии Николаевны и брата Анвера Шарафутдинова.
– В один из летних вечеров 1969 года я появился на квартире Мизандронцевых, где увидел сидящего за столом знакомого парня – Руслана Галимова. Это был молодой человек среднего роста, как и я, с длинными волосами, смуглолицый. Я был удивлен, когда услышал разговор о поэзии, стихах Руслана, – рассказывает Анвер Шарафутдинов.
Беседуя со Львом Харитоновичем, он довольно-таки сильно заикался. Руслан стал собираться домой, а мне надо было идти на работу. Выйдя во двор, Руслан сообщил, что мы с ним братья. И подробно рассказал о том, что у нас один отец – Абдрахман Галимов. Вечером, когда я вернулся домой, спросил у мамы о неожиданной новости, которая меня очень удивила и заинтересовала. Мама все подтвердила.
«У меня было серьезное намерение заняться музыкой, и я был одно время на распутье: стихи или музыка. Поразмыслив и прикинув в уме, решил, что стихи мне дадут больше духовного удовлетворения, чем музыка!» – писал Руслан Галимов в своем дневнике.
Он также делал записи о жизни в Набережных Челнах, где в то время шло строительство Камского автомобильного завода. Туда и переехал в поисках счастья.
«Завтра будет уже неделя, как я здесь живу. Ну что можно сказать о КамАЗе?! Впечатлений много, сразу обо всем не расскажешь. В общем-то, мне нравится. Да, еще я стал членом литкружка, как-никак – поэт. Регулярно посещаю литобъединение. Мои стихи даже не обсуждают, как говорится, «я выше…». И, между прочим, зря они так делают. Мне было бы очень полезно поспорить с некоторыми товарищами. Говорят, что мои стихи отданы в местную газету, обещают напечатать».
На страницах дневника Руслан Галимов рассуждал и о написании прозы.
«Вечер. Был у Генки Дорожкина. Читали мои рассказы. До рассказов я, видимо, еще не дорос. Они не так хорошо сделаны, как мне казалось вначале. Правда, есть один – «Фуражка», но это обыкновенный средний рассказ, каких уйма. Давно не писал стихов, наверное, слишком увлекся прозой».
Супруга Руслана Галимова рассказала о том, как он приехал в столицу.
– По его словам, Руслан явился в Москву с единственной холщовой сумкой. На первых порах его приютил сотрудник отдела поэзии журнала «Новый мир» Арво Mетс. Он посоветовал Руслану заняться поисками работы и порекомендовал Метрострой, где он устроился в СМУ-2 изолировщиком, – отмечает Лидия Николаевна. – На протяжении этого периода жизни Руслан ходил по разнообразным литературным студиям Москвы. У него появились знакомства среди начинающих поэтов. В один из вечеров в доме Аксакова, где проходили еженедельные сборы в литературной студии, мы с ним и познакомились. Наши отношения развивались стремительно, Руслан принялся провожать меня домой по вечерам.
Незаметно наступил май, я оканчивала институт, предстоял государственный экзамен. Я была распределена в Омскую область. Когда сказала об этом Руслану, он немного подумал и сказал, что раз так складывается, то придется жениться, иначе его приезд вместе с молоденькой учительницей в какую-нибудь сибирскую деревню могут истолковать неправильно. Мы начали привыкать к мысли о том, что скоро уедем из Москвы.
Еще до моего окончания института нашу будущую жизнь спасли мои друзья Нина и Валера Кочик. Они жили на Знаменке, как раз весной снимали дачу в Кратове, а их квартира в коммуналке оставалась пустовать.
Руслан начал ходить в литературные студии. Арво подбирал для него те книги, которые необходимо было знать в первую очередь. Вскоре появились публикации Руслана в журнале «Сельская молодежь», его стихи Арво пытался пристроить в различные сборники.
С тех времен Руслан начал свою дружбу с Вячеславом Алексеевичем Пьецухом. Они посещали литературную студию при Центральном доме литераторов, где впервые обсуждались рассказы Руслана.
Попав на литературный семинар к Юрию Марковичу Нагибину, Руслан получил поддержку. Нагибин даже написал ему несколько хороших слов в своих изданных впоследствии дневниках. А в те времена, когда Руслан появился на его горизонте, Нагибин однажды сказал ему, что рассказ «Швейцар» настолько его позабавил, что он держит его на своем рабочем столе. На одном из литературных совещаний Руслана поддержал и Александр Проханов.
У меня была пишущая машинка, так что я с самого начала имела возможность перепечатывать все, что он написал до того, и все, что он писал. Наконец, почти через три года родители нашли подходящий вариант размена квартиры. Предложенный обмен оказался комнатой в маленькой квартирке в городе Видное по Павелецкой дороге. Туда мы и переехали.
Переселившись в Видное, литературные дела Руслана стали идти лучше. С ним заключили договор издательство «Молодая гвардия» на выпуск его сборника рассказов. Для того, чтобы успеть к сроку окончания договора, Руслан уволился из Метростроя, засел за писание. Ему успели выплатить небольшой аванс за будущую книгу. Днями и ночами он сидел и писал в уголке нашей комнаты, где отгородил себе книжной полкой рабочее помещение.
Он продолжал ездить к своим друзьям-писателям в Москву, а они получили возможность чаще приезжать к нам. У нас теперь был свой собственный дом, и мы могли свободно принимать в нем гостей. У нас бывал поэт, прозаик, драматург, журналист и переводчик Равиль Бухараев с женой. Он жил и работал в Лондоне, был внештатным сотрудником русской службы Би-би-си. Из Чистополя иногда приезжали Андреевы, это была двоюродная сестра Руслана Танча с мужем Лешей и тремя детьми.
Наступил 82-й год. К этому времени Руслан стал часто простужаться, особенно болели зубы, прицепилась ангина. Я стала замечать, что он старается побольше лежать, стал какой-то бледный. Но мы списывали все на обычные для промозглой зимы и весны простуды.
Из издательства пришла радостная новость, что сборник прозы близок к изданию, скоро будет готова его верстка. И все бы ничего, но здоровье Руслана стало беспокоить нас все больше. Я в очередной раз попыталась загнать его в поликлинику к врачу. Наконец, у него догадались взять анализ крови.
Выяснилось, что у Руслана болезнь крови, острый лимфобластный лейкоз в последней стадии. Когда и откуда он взялся, мы так и не смогли узнать. Вспоминал Руслан в эти последние дни самых дорогих для него людей, рассказывал много о бабушке. Мы много смеялись, он старался делать вид, что все идет хорошо.
Руслан умер 11 августа. Все случилось быстро и неожиданно. Он до последнего был в ясном разуме, а 11 августа с утра был вообще оживлен и чувствовал себя, казалось, гораздо лучше. Но часов в 9 вечера неожиданно потерял сознание. Во втором часу ночи все было кончено.
Сборник рассказов Руслана «Сказочник» вышел через несколько недель после того, как автора не стало. Очень жалко, что он его не увидел.
Тебя не вызовут на бис.
Прощайся. Занавес. Со сцены!..
Поторопись, твой город Лисс
На возвращенье поднял цены.
Прости любимой все измены.
Прости предательство друзей.
Теперь всему ты знаешь цену,
Но примиришься ли ты с ней?..
Цена надежд и оправданий,
как горек жест твой и красив...
В свое последнее свиданье
Прости себя, других простив.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев