Очерк из книги Лены Щенниковой о чистопольце-ветеране Николае Семенове
...
Солдатские пути-дороги. Сколько их, окутанных пороховым дымом, опаленных жарким огнем, отмерил рядовой стрелковой роты Николай Семенов, прежде чем ступил на берлинскую мостовую. И не потому ли окраска лент, на которых он носит орден Славы всех трех степеней, напоминает цвета пороха и пламени.
Тем, кто проявил в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия, вручался этот высший солдатский орден. Таким необычайно смелым и отважным бойцом и был Николай Иванович Семенов. Он, как и все, кто служил в «непромокаемой» и «непросыхаемой» пехоте, первым ходил в атаку и вступал в рукопашную схватку с врагом, всегда первым подвергался опасности, смотрел смерти в глаза.
Горечь небывалых испытаний тех дней поэт Александр Прокофьев выразил в таких строках:
Пули необычные с надрезом
Спорили с просторами полей.
Мы гремели кровью и железом
Лютой биографии своей.
Боевой сбор протрубила Николаю Семенову Родина лютой зимой сорок второго. До этого успел и в сельском труде свои силы попробовать, и действительную отслужить, и на судоремонтном заводе поработать.
На фронт прибыл после недолгого обучения в пехотном училище и попал в самое пекло боев на Курской дуге. Тяжелое ранение в ногу на два месяца вывело из строя. В свою часть после лечения не попал. Был направлен в 1088-й стрелковый полк 223-й пехотной дивизии 33-й армии, которая действовала на Варшавском направлении, потом в составе 1-го Белорусского фронта и готовилась в те дни к крупной операции по форсированию Вислы.
События, которые происходили на войне в считанные часы и даже минуты, потом вспоминаются всю жизнь. Осталась в памяти картина: в черном небе вспыхивают и зависают ракеты, освещая ребристый лед на реке, воздух расчерчивают трассирующие пули, распластавшись, замерли на снегу бойцы.
Командир батальона поставил перед ротой задачу: переправиться на противоположный берег, овладеть передовыми позициями врага и прочно на них закрепиться.
– Главная трудность в том, – заключил комбат, – что в первые часы вам никто не сможет оказать помощь. Поэтому все надежды на ваше мужество и стойкость, на сохранение боевой инициативы.
В строго назначенное время смельчаки спустились на лед. И тут же просвистели над головой снаряды, темные фонтаны разрывов выросли на противоположном берегу: началась артиллерийская подготовка.
Обстрел береговых укреплений противника не дает фашистам прицельно стрелять по приближающимся советским воинам. Бойцы выскакивают на берег и вступают в бой, их стремительный натиск заставляет врага отступить.
Взвод, в котором находился Семенов, первым врывается в передние линии немецких траншей. Очень важный для всего фронта плацдарм был завоеван. Бойцы мужественно отстаивали его, пока не были переброшены все подразделения войск. Героев было множество. Каждый из участников операции был достоин награды или вечной памяти. Сержант Семенов получил орден Славы III степени.
Отсюда, от берегов Вислы, освобождая братскую Польшу, советские войска устремились к границам фашистской Германии. С боями брали город за городом. Солдатское мастерство Семенова проявилось при разгроме Люблинского гарнизона гитлеровцев. К его наградам тогда прибавился орден Красной Звезды.
Весной 1945 года советские войска вышли к Одеру – очень сильно укрепленному оборонительному рубежу фашистов. Немецкое командование рассчитывало надолго задержать их наступление. Однако гитлеровцы и тут просчитались.
Перед третьей стрелковой ротой вновь ставится задача: форсировать реку, занять плацдарм и удерживать его, пока саперы не наведут переправу.
Не так-то это было просто – «захватить и удержать», если у противника на каждом шагу пулеметное гнездо или орудие, если враг следит за каждым твоим движением: незамеченным через такую водную преграду не перебраться. Но приказ есть приказ. Его надо выполнять, ведь другого пути для наступающих войск нет.
И вот настал этот час. При поддержке мощного огня артиллерии рота на виду у немцев стала быстро переправляться через Одер. Успех операции решали минуты, секунды. Как только лодки подошли к берегу, Семенов первым бросился в атаку, увлекая за собой других. Вражеские траншеи были захвачены с ходу, и уже никакая сила не могла сдвинуть бойцов с занятого рубежа. Завоеванный плацдарм был вскоре расширен и укреплен. Контратаки гитлеровцев не могли ничего изменить – советские войска стремительно переправились через «реку немецкой судьбы» и перешагнули границу государства, откуда расползлись по Европе щупальца фашистской свастики.
За участие в этой операции Семенов был представлен к награде орденом Славы II степени. Однако боевое счастье не всегда улыбалось солдату. После Курской дуги он был еще трижды ранен, а до Берлина все же дошел.
Готовились к последним боям. Столица третьего рейха почти рядом. Но обреченный враг упорен и ожесточен, и это требовало от наших воинов умножения ратных усилий, порыва, большой воли. И вот на окраине небольшого немецкого городка, на территории какого-то поместья с утра ведет бой стрелковый взвод. В самый разгар сражения был убит командир, и тогда раздался охрипший голос Николая Семенова:
– Взвод, слушай мою команду! Пока есть силы и оружие, будем сражаться. Без приказа – назад ни шагу!
Приняв на себя командование, он старался подбодрить бойцов:
– Главное – сохранить занятые позиции, продержаться до прихода наших.
Семенов приказал солдатам поглубже зарыться в землю, приготовиться к отражению очередной атаки. Она была отбита. Тогда немцы бросили против них танки. К этому времени во взводе осталось всего десять бойцов. Но эти десять сделали то, что под силу разве батальону.
Разворачивая пушки, «тигры» надвигались на траншеи. Гранат не было, кончились боеприпасы. И тогда кто-то вспомнил, что в саду под деревьями – целый склад немецких фаустпатронов. Быстро перетащили ящики. Это помогло продержаться до вечера. Четыре танка успел подбить Семенов, пока подошли основные силы. Противник был отброшен.
Много довелось испытать солдату за время войны, но в таком пекле побывал, пожалуй, впервые. Его мужественное, обветренное лицо осунулось, он устало опустился на дно траншеи. А чей-то радостный голос кричал сверху:
- Жив, Коля, ну все, теперь до Берлина дойдем!
Заслуги пехотинцев Родина отметила щедро. Николай Семенов был награжден орденом Славы I степени.
И вот 9 мая 1945 года свершилось то, о чем мечтали с первых дней великой битвы. Он смотрел на ликующие лица однополчан, и теплые чувства поднимались в душе: какой путь пройден вместе, до самого Берлина, сквозь огонь и смерть!
Полземли обхожено в обмотках
Небеса постигнуты на треть.
Мы тогда, друзья и одногодки,
Вышли победить иль умереть.
С мыслью о мире заканчивал войну полный кавалер ордена Славы, с мыслью о мире возвратился домой. И сразу же засучил рукава для новых трудовых дел: 30 лет проработал наладчиком вязальных машин на трикотажной фабрике, до самого ухода на заслуженный отдых. Обостренное чувство долга, которое руководило его поступками на фронте, с неменьшей ясностью проявилось и в том, как он прожил послевоенные годы.
Уже давно вышли в самостоятельную жизнь дети, внуки подрастают. Столько лет минуло! А люди не перестают восхищаться ратным подвигом солдата Победы в самый трудный для нашей Родины час истории.
12 сентября 1984 года
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев