Названия улиц - живая память о прошлом (продолжение)
Значительная часть чистопольцев в своей жизни ежедневно сталкивается с названиями улиц и переулков, но не всегда они задумываются, что эти названия являются важной составляющей лица города, его истории.
Что касается Чукашева, то будучи городской головой в начале 1870-х годов, он выступил с предложением перенести хлебные пристани из затона реки Прость на Каму. Инициатива эта была вызвана тем обстоятельством, что из-за ежегодных наносов реки Берняжка и увеличением песчаной косы плавание в затоне для груженых судов в межень стало невозможным, а на дноуглубительные работы в управе не было средств.
Проект встретил поддержку горожан, но реализация его затруднялась отсутствием денежных средств и окончательного решения вопроса, как проложить дорогу до новой пристани, когда вся береговая линия плотно застроена. Тогда Чукашев предложил продать городскую рощу на срубы, а дорогу проложить по ее территории, одновременно срезав северный склон Раскатовой горы, связать центр города надежной дорогой и с Ново-Казанской улицей (ныне – Энгельса). Со временем оба проекта были успешно реализованы, а о городской роще сегодня напоминают только названия улиц Лесная и Просек.
Как видим, происхождение названий улиц Чистополя во многом свидетельствует о сходстве его внутригородской топонимики с другими, более древними городами. Сходство это обнаруживается также и в решении присваивать временные названия застраиваемым улицам. Так, в 1846 году первоначальное наименование улицы Льва Толстого было Церковная (восточная часть улицы) и Казанская (западная часть улицы), Галактионова – Столярная, К. Либкнехта – Аптекарская, Бебеля – переулок Маклаковский, Красноармейская – Мясницкая.
Кроме процесса наименований, интерес представляет регламентация застройки и благоустройство улиц города. Согласно плану 1796 года первоначальными городскими объектами с указанием места для их возведения были соборная и приходская церкви, городской магистрат, корпус присутственных мест, духовное управление, татарская мечеть, соляные, хлебные амбары, торговля лесом, питейные заведения, трактир, мукомольня, две заставы, мост через реку Берняжка, городской ров, внегородское кладбище.
Из перечисленных объектов в городе были деревянное здание на каменном фундаменте присутственных мест, построенное в 1782 году, приходская церковь, несколько соляных и хлебных амбаров, ров с частоколом. По мнению писателя-историка В. Имамова, данный ров сооружен в 1650-58 годах. Необходимость сооружения нового городского рва между реками Ржавец и Малая Берняжка согласно планов 1796 года и конфирмованного плана 1829 года объяснялась окраинным положением в Казанской губернии Чистополя, которое делало его уязвимым перед набегом кочевников.
К началу ХХ века застройка города, в основном, завершилась, и некоторые кварталы улиц Архангельской и Екатерининской представляли собой сплошной фасад. Если для губернских городов такая плотная застройка была типичной, то для уездных центров, преобразованных из сел, была исключением. В то время Чистополь заметно уступал другим городам губернии по благоустройству дворов, улиц и площадей. Одна из причин такого положения дел заключалась в том, что с завершением уборки урожая ежедневно до 1000 конных повозок из ближайших уездов прибывали в город для продажи зерна. Продав товар, крестьяне 2-3 дня отдыхали перед обратной дорогой, и улицы на это время являлись для лошадей своеобразной конюшней со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.
Только с появлением земских учреждений в 1865 году и органов городского самоуправления в 1872 году началось действительное благоустройство Чистополя. Мощение дорог и тротуаров, устройство бульвара и мостов изменило вид города. Заметные изменения произошли и в освещении улиц. Из 1300 керосиновых уличных фонарей, насчитывающихся в 1904 году в 12 уездных городах Казанской губернии, 255 зафиксировано в Чистополе, а керосинокалильные фонари появились в городе только на три года позже, чем в Москве.
События 1917 года коренным образом изменили названия городских объектов. С выходом в 1918 году Ленинского декрета о монументальной пропаганде огромный размах получила деятельность по идеологизации названий. Заменялись в первую очередь религиозные названия и названия, связанные с именами царских особ, дворян, купцов. Реализация декрета в Чистополе началась с группового переименования улиц в честь немецких революционеров К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, А. Бебеля и погибших в 1918 году от рук эсеров в Петрограде В. Володарского и М. Урицкого. Затем последовали идеологические названия-символы, одинаковые для всех городов СССР – Октябрьская, Красноармейская, Пролетарская, Комсомольская, Пионерская.
Безусловно, такие скоропалительные изменения в названиях улиц были вызваны курсом государства на внедрение официальной идеологии в сознание простых людей. Вместе с тем были и положительные моменты в процессе переименования. Прежде всего, это название улиц в честь писателей – М. Горького, А. Чехова, Г. Тукая, Д. Бедного; партийных деятелей – Н. Крупской, М. Вахитова, А. Нариманова, А. Галактионова; военнослужащих Красной Армии – М. Фрунзе, Н. Маркина, Ф. Миксина.
С окончанием процесса ликвидации названий, связанных со старым миром, необходимо было повсеместно использовать только идеологически выверенные названия. Но в Чистополе после войны с застройкой новых улиц в южной части города и на пристани исполком городского Совета решил присваивать им названия их существующей улице с порядковыми номерами. Так появилось несколько улиц Загородных и Лесных. Из-за многочисленных жалоб и путаницы исполком в начале 1950-х годов своим решением переименовал 2-ю Лесную улицу в Тургенева, 3-ю Лесную – в Лермонтова, 2-ю Загородную – в Гоголя, 3-ю Загородную, дома №№ 2-58 – в Куйбышева, а дома №№ 60-68 – в Новосельскую, 4-ю - в Мичурина, 5-ю – в Пушкина, 1-ю Поперечно-Загородную – в Байдукова, 2-ю – в Ухтомского. Одновременно домовладельцам предписывалось в течение месяца снять старые наименования улиц и заменить их новыми.
Сегодня совершенно очевидна необходимость вопрос наименования городских объектов решать более продуманно и обоснованно, основываясь на исторических изысканиях, что поможет избежать насмешек со стороны будущих жителей. С этой точки зрения нелепо выглядит положение, когда в Казани, Оренбурге, Нижнекамске и рабочем поселке Алексеевское есть улицы под названием Чистопольская, что свидетельствует о тесной связи перечисленных городов в историческом и географическом аспектах, а в нашем городе улиц с названием перечисленных городов и поселения нет.
Как досадное недоразумение следует считать и отсутствие улицы в городе с названием Московская. Вот только несколько доводов в пользу такого наименования. С устройством Ново-Московского тракта, связывающего Москву с Казанью и Оренбургом, поселение Чистое поле превратилось в торговое село и хлебную пристань, что явилось важным аргументом в выборе села одним из уездных центров губернии, а с эвакуацией 2-го Московского часового завода город получил не только статус республиканского подчинения, но и коренные изменения в профессионально-квалификационной структуре населения. На смену малоквалифицированному труду в многочисленных артелях города москвичи в короткий срок подготовили из чистопольцев слесарей-инструментальщиков, «ловивших» микроны, токарей-универсалов, фрезеровщиков, сборщиков сверхточных механизмов, востребованных не только в нашей стране, но и во Франции и Англии.
Также совершенно очевидна необходимость в номинации улиц и в честь наших земляков, оставивших заметный след в истории города. Прежде всего, это Г. Усманов, партийный и государственный деятель, содействующий застройке северо-западного микрорайона города, П. Ковалевский, техник городской управы, а затем коммунального отдела, по проектам и сметам которого с 1907 по 1927 год были построены четыре городских начальных училища, каменные и деревянные корпуса лавок, гостиный двор, управление военкомата, две пожарные каланчи, городская больница с постройками, коммунальная баня, городское училище (показательная школа), мост через речку Берняжка в Новоселки, ночлежный дом (перестроен) и много других частных и общественных зданий, которые и сегодня радуют глаз своей неповторимой архитектурой не только жителей города, но и его многочисленных туристов.
Георгий Лыков, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Комментарии
0
0
Я за возвращение старых названий улицам
0
0
0
0
Непонятно, за какие заслуги перед страной и городом появились улицы с названиями Стекольщикова, Полющенкова? Это простые секретари горкома партии. Разве они герои войны? Или великие писатели? А может они благотворители и меценаты?
0
0