Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нашей истории строки

История района в биографиях и судьбах руководителей

Исполнилось 90 лет со дня образования Чистопольского района. За это время сменилось много руководителей, судьбы некоторых из них оказались трагичными. Мы продолжаем о них рассказ.

Время перемен

1950-е годы – время больших перемен и глобальных экспериментов. На всей территории страны начинается перекройка территорий: границ районов и даже союзных субъектов — областей, республик, краев. 8 мая 1952 года в результате масштабного преобразования по областному переустройству Татарская Республика на 1 год превратилась в край и была поделена на две области – Казанскую и Чистопольскую (21 февраля была создана третья – Бугульминская, которая так и осталась существовать на бумаге). Территория Чистопольской области включала 34 района, областным центром стал Чистополь.

Становление новой административной единицы шло медленно. Более                    3-х месяцев понадобилось на укомплектование штатов многочисленных организаций областного, районного и городского подчинения. Первым секретарем Чистопольского обкома партии Татарский крайком назначил Павла Илларионовича Дэльвина, работавшего до этого секретарем по кадрам Татарского обкома ВКП(б), вторым стал Абдулхак Бадыгович Бадыгов.

Чистопольская область просуществовала до 30 апреля 1953 года. Резко увеличившиеся расходы на содержание партийного аппарата и отсутствие надежной транспортной инфраструктуры привели к осознанию ошибочности решения об административной перестройке в ТАССР. Тем не менее, даже столь короткий период существования области стал мощным импульсом для дальнейшего развития всего Закамского региона. Началось строительство железнодорожной ветки Бугульма-Круглое Поле-Агрыз, автомобильных дорог Бугульма-Набережные Челны, Аль­метьевск-Чистополь. Развивалась нефтяная промышленность. Было открыто крупнейшее Ново-Елховское месторождение. По темпам прироста добычи черного золота Чистопольская область обошла Азербайджан и вышла на первое место в СССР.

Чистопольский район являлся крупным сельскохозяйственным районом области, имея более 70 тысяч гектаров посевных площадей, 32 колхоза, 4 совхоза, 2 машинно-тракторные станции, 2 машинно-тракторные мастерские, лесозащитную станцию.

С каждым месяцем в областной центр поступало все больше автомашин для обслуживания населения. В Чистополе появились такси и речной трамвай, выделенный Камским речным пароходством. Городская автотранспортная контора получила 9 новых машин-такси – «Победа», 20 новых грузовиков «ГАЗ-51­», 7 новых комфортабельных пассажирских автобусов. Росла сеть культурно-просветительских учреждений. Значительная работа была выполнена по благоустройству и озеленению города. Возводились современные корпуса часового завода, строились производственные цеха на трикотажной, обувной фабриках. Силами судоремонтного завода проводились работы по укреплению береговой линии и сооружению волнозащитной дамбы. Была запущена масштабная реконструкция на многих городских предприятиях: кирпичном заводе, мясокомбинате, крупозаводе и других. Быстрыми темпами шло возведение новой мебельной фабрики с лесопильным цехом. Фабрика была призвана заменить лесозавод «Красная Звезда», попадающий в зону подтопления Куйбышевского водохранилища. В районе Мельничной площади началось сооружение многоквартирных домов. Строились новые дома для рабочих и служащих мебельной фабрики, часового, судоремонтного заводов...

Пятидесятые годы отмечены целой плеядой талантливых руководителей. Городом руководили Николай Александрович Сальников, Ефим Яковлевич Матвеев. У руля района находились Николай Васильевич Козлов, Иван Лукоянович Кияев, Петр Антонович Щелчков.

 

Горком

После Аббаса Сулеймановича Кашаева Чистопольский горком возглавил Николай Александрович Сальников – бывший рабочий Московского завода ЗИС (будущий завод ЗИЛ – завод им. Лихачева). У руля управления городом он находился с февраля 1945 по декабрь 1946 года.

Николай Александрович Сальников  родился в Москве в рабочей ­семье. В 1926 году окончил школу, работал сотрудником финансовой части Пролетарского РК ВКП(б). В 1930 году устроился на Московский автозавод им. И.В. Сталина (ЗИС).

Инициативного сотрудника – комсомольского активиста и передовика производства сразу заметили в парткоме завода. В 1934 году он окончил Московский механический техникум при заводе, получил специальность техника-механика по холодной обработке металлов. В течение 10 лет с должности заточника инструмента он вырос до заместителя начальника цеха и инструктора парткома завода. С 1940 по 1942 год работал помощником члена партколлегии КПК (контрольно-партийной комиссии) при ЦК ВКП(б). С 1942 года находился на партийной работе в Саратовской области, работал секретарем по местной промышленности Саратовского обкома. С 1943 по 1945 год учился в Высшей школе парторганизаторов при ЦК ВКП (б). Не окончив учебу, по срочному направлению ЦК был командирован в Чистополь. С февраля 1945 по декабрь 1946 года работал в Чистопольском горкоме, затем с декабря 1946 по июнь 1949 года являлся руководителем Зеленодольского горкома. Решением­ бюро обкома ТАССР от 11 мая 1949 года Н.А. Сальников был отправлен на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б). Судьба руководителя после 1950-х годов не установлена.

Райком

В марте 1949 года на должность первого секретаря Чистопольского райкома вместо командированного на спиртзавод С.Г.Пилипенко заступил Николай Васильевич Козлов. Опытный партработник с высшим техническим образованием, награжденный двумя орденами «Знак почета», медалями «За оборону Москвы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Николай Васильевич Козлов  родился в городе Белев Тульской области в семье рабочего железнодорожного транспорта. Трудовую деятельность начал в 1925 году. После окончания школы-девятилетки устроился слесарем на Орловский завод сельхозмашиностроения, параллельно поступил учиться на вечернее отделение машиностроительного техникума. В 1927 году вступил в ряды в ВКП (б). В 1930 году призван в ряды Красной Армии, со службы был направлен мастером на Московский авиационный завод №22 (совр. Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова). За десять лет работы на секретном предприятии сменил много должностей: от контролера до главного механика завода.

Война застала Николая Васильевича в служебной командировке в Западной Германии. С августа 1940 года он, как военный инженер, вместе с другими специалистами Московского авиастроительного завода находился в Дюссельдорфе, где советские инженеры принимали новое оборудование для предприятия.

К началу Великой Отечественной войны на территории Германии оставалось более одной тысячи советских граждан. По воспоминаниям членов советского консульства, эвакуация сопровождалась многочисленными издевательствами со стороны немецких властей и полиции. Им отказывали в питании, медицинском обслуживании и удовлетворении элементарных бытовых нужд. Обмен несколько раз откладывался, в конечном итоге он состоялся 19 июля. Немцы выразили удовлетворение теми условиями, которыми их обеспечили в поездке. Чего нельзя сказать о советских гражданах, многим из которых чудом удалось избежать отправки в концлагеря.

В конце октября 1941 года началась эвакуация Московского авиационного завода в Казань. Вместе с предприятием­ в Казань прибыли опытные специалисты, в числе которых был Н.В. Козлов. Передислокация заняла около двух месяцев, оборудование составило три тысячи вагонов. С этого момента столица Татарии стала одним из крупнейших центров самолетостроения Советского Союза.

В 1943 году на партийной конференции Николай Васильевич Козлов был избран первым секретарем Ленинского райкома Казани. На этой должности он находился до июня 1945 года, затем возглавил новое управление по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров ТАССР. В 1949 году на районной партийной конференции был избран в состав Чистопольского райкома партии, решением бюро райкома утвержден на должность первого секретаря. У руля управления Чистопольским районом находился до марта 1951 года. После переезда в Казань работал первым секретарем Кировского райкома, затем до выхода на пенсию трудился в Горсовете Казани.

Продолжение следует

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев