Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Культура

В Чистополе проходит фестиваль православной культуры «Единая вера, единая Русь Святая»

Открытие фестиваля православной культуры состоялось во Дворце творчества детей и молодежи, где и продолжается сегодня выставка-ярмарка «Кладезь». Привезен ковчег с частицами мощей святой равноапостольной Марии Магдалины.

В день открытия настоятель церкви иконы Божией Матери «Умиление», отец Сергий провел молебен о начале доброго дела. Гостей и участников фестиваля от имени руководства города также приветствовал заместитель главы МО «Город Чистополь» Михаил Ксенофонтов.
Мы встретились и пообщались с одним из организаторов фестиваля, матушкой Иларией, которая рассказала нам много интересного о деятельности монастыря.
- Вы откуда приехали и каковы ваши цели?
- Из столицы Белоруссии, Минска. Мы ездим по всей России. Занимаемся просветительской деятельностью касательно православия. Наш Свято-Елисаветинский монастырь назван в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.
Этот монастырь был открыт летом 1999 года в поселке Новинки Минского района (ныне территория г.Минска). Основой для монастыря послужило православное сестричество. Главной же целью богоугодного заведения является социальная и духовная помощь болящим и страждущим людям.
- Этот фестиваль организован с целью возрождения наших корней, православных традиций. К сожалению, часто приходится видеть, что во времена гонения это изымали из умов людей, их сердец. На разных православных выставках и фестивалях не всегда видишь именно то, что хотелось бы видеть, а потому мы решили сами организовать этот фестиваль. Мы здесь не только представили изделия наших мастерских, но и организовали культурную программу. Для детей мы показываем кукольный театр «Батлейка».
- А что означает это слово «батлейка»?
- Батлейка - от латинского Bethlehem - Вифлием. Так, в Белоруссии называли кукольные театры. Здесь мы показываем представление, в котором рассказываем о Боге: детский спектакль «Небесный гость». Он рассказывает не о книжном восприятии духовного мира, а о его сути, о том, какими люди должны быть. В Евангелии Иисус Христос сказал, что узнает учеников своих по любви между вами. Этот спектакль о том, что необходимо нести в себе эту любовь к людям. Она должна быть внутри нас. Достоевский сказал, что красота спасет мир. У нас батюшка тоже верит в это. В программе - конкурс рисунков, развивающие игры.
При встрече с людьми мы стараемся помочь им узнать, что хочет от них Бог. Особенно это касается людей, подверженных таким недугам, как алкоголизм, наркомания.
То, что вы видите здесь на стендах (иконы, посуда) - все это делается руками тех, кто обращается к нам за помощью. Это вчерашние бомжи, наркоманы, алкоголики. Люди, которые оказались вне социальной жизни на сегодняшний день. Это люди, вернувшиеся из заключения. Некоторые из них прожили в тюрьме большую часть своей жизни. Вернувшись домой, они встали перед выбором: погибнуть или же начать новую жизнь. Они не в состоянии справиться самостоятельно и обращаются за помощью к нам.
- Получается, что эти люди, изгои общества, у них не хватает сил, чтобы справиться…
- Да, чтобы справиться со своим грехом. Но с помощью Бога они могут преодолевать свою болезнь. Они раскрываются в искусстве для Бога. Они превращаются в очень красивых людей. Они все очень красивые, просто нужно им помочь переступить через этот грех. Ведь это очень сложно, когда ты просидел в тюрьме, например, 30 лет. Если он вышел из тюрьмы в 50 лет, ему необходимо заново учиться жить. Можно сказать, что такой человек лишь в 50 лет начинает жить.
Они приходят на подворье монастыря. Летом их бывает более 100 человек, в эту зиму мы ожидаем человек 200. Подворье монастыря находится в 30 км. от Минска. Мы стараемся всем помочь. Внутри каждого человека есть огонек. Здесь мы видим плоды рук этих людей, эту красоту, которую сотворили их руки. Что касается представленной здесь фаянсовой посуды, фигурок ангелочков и так далее - все это от заливки формы, до обжига, расписывания, все сделано руками этих людей.
- Выходит, что вы через создание красоты внешней пробуждаете в этих людях красоту внутреннюю, духовную. Создавая прекрасное, их души тоже буквально преображаются?
- Конечно. И мы видим это преображение на примере этих людей.
- Вы говорите, что иконы написаны их же руками? Но насколько я знаю, для написания икон человек должен быть специально благословлен? Не каждый человек может заниматься этим.
- Да, необходимо благословение Владыки.
- Не каждый может стать иконописцем?
- Нет. Например, если придет профессор художественной мастерской, это вовсе не означает, что он сможет написать икону. Чтобы написать икону, нужно, чтобы иконопись была образом жизни. Это покаяние, образ мышления. Это может делать тот, кто живет церковью. Самое главное - это послушание.
- Иначе говоря, на иконах в первую очередь отображается внутренний мир того, кто написал эту икону?
- Совершенно верно.
- Значит, прежде чем писать икону, человек должен внутренне очиститься от греха?
- Полностью очиститься очень сложно. Как сказал Господь, что он пришел не к здоровым, но к больным. К тем, кто нуждается в Его помощи. На нашем фестивале представлены разные иконы. Большие иконы - писаные. Они облачены в такие красивые ризы.
- Я знаю, что есть оклад у иконы, а это ризы?
- Это и есть оклады. Мастерская, которая делает эти иконы, называется иконописной. Как правило, у нас при создании икон сотрудничают несколько мастерских. Здесь мы видим сотрудничество иконокладной мастерской и столярной. Например, здесь представлены каменные иконы. Это древняя Уральская техника. На мраморной дощечке создается икона из измельченных в крошку различных минералов. Кажется, что это краска, а на самом деле - это камень, минерал.
- Я вижу золотистый фон, вижу, что одежда изображенных святых поблескивает, но сама бы не догадалась, что все это сделано из камня. Наверное, икона, написанная минералами, никогда не теряет краски?
- Да, она никогда не выцветает. Также здесь представлены иконы, сделанные из репродукций. Это лаковые иконы.
Ещё несколько слов хочется сказать о фаянсовых изделиях. За комментариями мы обратились к художнице Анастасии. Она работает при монастыре.
- Ни один сюжет из расписанных изделий не повторяется, - рассказывает Анастасия. - Где-то веточка в другую сторону смотрит, оттенок уже другой. Даже, если художник хочет повторить в точности картинку, это не получится. Много значит состояние души человека на момент росписи.
- Значит, каждая чашечка несет частичку души того, кто её расписывал?
- Да, это выражается в самой технике росписи. Каждое изделие является отражением души своего автора.
- Все чашечки такие яркие, необычные и при этом от них такое тепло идет. Очень красиво.
- Да. Когда занимаешься росписью, ты полностью погружаешься в это дело, в тот образ, что пишешь. Когда рисуешь заборик возле дома, то невольно представляешь, где он стоит, как он будет смотреться со стороны человека, если бы он посмотрел на него изнутри.
- То есть, вы живете в том, что пишите?
- Да.
- Где-то прочла, что снимок от картины отличается тем, что в картине, написанной художником, запечатлевается энергия, частичка самого художника, отсюда и эта притягательная сила. Ведь фотоснимок гораздо точнее передает нам тот или иной образ, но он никогда не будет сравним с картиной, написанной рукой человека. А тематика росписи, я смотрю, она разная. Есть детские чашечки с животными, есть орнамент, ангелы, природа…
- Вся керамика изготовлена из белой глины - фаянс. Как видите, все формы разные. Есть маленькие чашечки для запивания святой воды.
Вот интересная форма чашки в виде бочонка. Есть разные техники. Есть деколь (способ печатания рисунков на фаянсе и фарфоре), который разрабатывается дизайнерами. Потом в типографии делаются специальные наклейки, через которые наносят рисунок. После этого изделие обжигают при температуре 580 градусов.
Другая техника, где по глазури рисуется красками. Затем также следует обжиг. Очень интересная техника процарапка. Так, по поверхности изделия процарапывают рисунок чем-то острым. Потом наносится глазурь, пигменты соли. Когда рисунок готов, выставляют на обжиг в 1190 градусов. После обжига расписывают золотом и вновь отправляют на закрепляющий обжиг (680 градусов) Так каждое изделие проходит три обжига.
- Очень нравятся сюжеты, подбор красок.
- Мы пишем храмы, различные деревушки, ангелов, но не более. Ещё есть птицы, рыбы и лев, они являются символами христианства. Важно, чтобы те образы, что мы пишем, не повторялись в миру. Среди наших изделий лампадки, ангелочки, чашечки.
- От всех этих фаянсовых изделий исходит такая теплота. Вот, например, чашечка с птичкой, она такая особенная.
- Все наши изделия благословлены.
На выставке также представлены уникальные изделия, выполненные руками монахинь. На сегодняшний день в швейной мастерской трудится 22 сестры. На выставке можно увидеть облачения греческого и русского образца для священнослужителей, монашеские облачения, изделия для убранства храма. Здесь есть иконы и изделия из фаянса, украшения и духовная литература, CD диски, травяные сборы, лекарственные препараты, крема и многое другое. Выставка продлится до 27 октября. Хочется верить, что главная цель данного мероприятия - донести все богатство и значимость православной культуры до чистопольцев, будет достигнута.
Ковчег же с частицами мощей святой равноапостольной Марии Магдалины 25 октября перенесен из храма «Умиление» в Никольский Собор.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: новости Чистополя ковчег православная культура фестиваль православной культуры