Что делать, если купили некачественный товар
В Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ часто обращаются потребители за разъяснением законодательства по защите прав потребителей. Спектр вопросов обширен, на некоторые из тех, что связаны с приобретением некачественных товаров, ответила начальник отдела развития и координации внутреннего рынка территориального органа Госалкогольинспекции РТ Светлана Саломеева.
– Каждый покупатель хотя бы раз в жизни приобретал товар, который не соответствует заявленным качествам...
– Если недостатки не были оговорены продавцом, то потребитель, обнаружив их в товаре, по своему выбору вправе потребовать замену на товар этой же марки (модели, артикула) или другой с соответствующим перерасчетом покупной цены. Он может потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Потребитель может потребовать полного возмещения убытков.
Однако в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Также можно предъявить требование о его замене в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. После чего указанные требования могут быть удовлетворены в случаях обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара (45 дней), невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения различных недостатков. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. К ним относятся автомобили, мотоциклы, мотоблоки, снегоходы, компьютеры, телевизоры, холодильники и многое другое.
– В какой срок продавец обязан удовлетворить требования потребителя в случае покупки некачественного товара?
– Сроки зависят от выставленного потребителем требования. Допустим, покупатель потребовал деньги за некачественный товар либо уменьшение его покупной стоимости. Продавец обязан удовлетворить данные требования в течение 10 дней. Требование потребителя о безвозмездном устранении недостатков подлежит удовлетворению в срок, согласованный с потребителем, но он не должен превышать 45 дней. Замена товара производится в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом – в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца на момент предъявления требования необходимый товар отсутствует, то замена должна быть проведена в течение месяца.
– Несет ли продавец ответственность за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков товара?
– Да. В таком случае он уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента от цены товара.
– В какой срок продавец обязан провести проверку качества и экспертизу товара?
– Если потребитель требует вернуть деньги, то в течение 10 дней продавец обязан провести проверку качества товара, его экспертизу (если потребуется) и в этот же срок вернуть деньги. Аналогично определяются сроки проведения проверки качества (экспертизы) при предъявлении иных требований потребителя. Так, при безвозмездном устранении недостатков товара проверка качества и ремонт товара должны занимать не более 45 дней. Срок проведения экспертизы при замене товара – 20 дней.
– Что делать, если недостатки в товаре выявились после гарантийного срока?
– Если гарантийный срок составляет менее 2-х лет и недостатки в товаре обнаружены потребителем после этого срока, но в пределах 2-х лет, потребитель имеет право предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Это можно сделать с помощью независимой экспертизы. К сожалению, в Чистополе таких организаций нет, но их много в Казани и других крупных городах. После оплаты экспертизы нужно сохранить все документы (чек, договор, т.д.). Эксперт установит причину возникновения недостатка в товаре и даст заключение. Если недостаток в товаре возник из-за производственного брака, продавец будет обязан не только удовлетворить требования потребителя, но и возместить расходы, связанные с проведением экспертизы.
– Обязан ли продавец безвозмездно предоставлять потребителю во временное пользование на период ремонта (замены) товар длительного пользования?
– Обязан, если потребитель выставляет данное требование. Причем для замены товара требуется более 7 дней. Продавец обязан удовлетворить в течение трех дней со дня предъявления требования потребителя о предоставлении на временное пользование товара, обладающего основными потребительскими свойствами, что и некачественный товар.
Однако существует Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется. Он установлен Правительством Российской Федерации. Например, сюда относятся автомобили, мототехника, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета или в медицинских целях, а также для термической обработки продуктов и приготовления пищи.
– Законно ли предупреждение продавцов, что магазин не примет обратно купленный на распродаже товар, даже если он окажется ненадлежащего качества?
– Такое предупреждение противоречит закону. Что касается товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены при продаже, то право потребителя на возврат или обмен действует в течение гарантийного срока. А при его отсутствии – в течение двух лет. Ограничивать данные права потребителя, в том числе и в отношении товаров, реализованных на распродаже, продавец не вправе.
– Что делать, если продавец отказывает в замене некачественного товара, так как потребителем утерян кассовый чек?
– Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо другого документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В случае возникновения спора потребитель вправе сослаться на свидетельские показания. Если же продавец не примет их во внимание, необходимо обратиться в суд.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»
Нет комментариев